Темы: Муж и Жена, Лея Трахтенберг, Общение супругов
Шалом увраха! Вот был опубликован вопрос: «Здравствуйте! Что мне делать, я не знаю, о чем говорить с молодым человеком? Хотя оба неглупые люди, но почему-то очень часто молчим! Говорить о его личных переживаниях с ним невозможно, он дает односложные ответы, дав мне понять, что не хочет говорить об этом, или говорит, что не хочет меня обременять своими проблемами, при этом делая вид, что постоянно думает о чем-то… Рассказывать свои переживания и мысли он просто не дает мне, объясняя это тем, что я не должна думать о каких-то жизненных ситуациях, а должна наблюдать их со стороны. Получается, что у нас с ним только платоническая любовь?? Но он мне очень нравится, наверное, больше чем нравится! И хочется с ним общаться и обсуждать разные темы, но когда мы вместе, у меня происходит ступор… Не знаю, о чем говорить!».
Ну так вот… а что делать, если я такая? Как муж в этом вопросе? И я знаю и понимаю, и хочу, и молюсь, чтобы хоть как-то начать меняться в лучшую сторону, быть более открытой и т.д. и т.д., но НЕ МОГУ!! Просто не знаю, никак не получается, подскажите, что делать. Хотелось бы укреплять брак, а не разрушать. С.
Дорогая С.,
Вы просите совета в вопросах, связанных 1. с трудностью общения и 2. с укреплением брака — как «не разрушить» сложившиеся отношения. Мы намеренно их разделили. Мы не знаем очень важных подробностей, например: сколько лет вашему браку? Почему Вы полагаете, что брак «разрушается» — по каким признакам? Есть ли у вас дети? И т.д. Поэтому вынуждены отвечать очень поверхностно, основываясь только на интуиции. Можно будет продолжить впоследствии наш «диалог», основываясь на более точной информации.
Итак, Вы считаете, что Ваша замкнутость является причиной сложностей в браке? Может быть… Но вспомните: чем Вы привлекали своего будущего мужа до замужества? Может, Ваша неразговорчивость, невмешательство в его дела, «невлезание» с советами и замечаниями — именно то, что он оценил в Вас? И ещё такие качества, как сдержанность, деликатность, загадочность.
Понятно, что Вам хочется, чтобы муж оценил Ваш внутренний мир, прислушался к Вашим желаниям, прочувствовал Ваши переживания.
Как ни странно, еврейский подход к сдержанности — обратный. Сдержанность — похвальное качество. В «Жене доблестной» (отрывок из Мишлей, который мы поём перед первой субботней трапезой, 31, 10-31) прославляется мудрость женщины, которая выражается в сдержанной речи и добрых делах: «Уста свои открывает она с мудростью, и кротко наставление на языке её» (там, 26). И, вообще, в отношениях с мужем еврейские женщины пользуются «глазами» — глаза подняты, возведены (нэсуот) на мужа. И брак на иврите называется нисуин…
Мудрецы советуют: «…не веди лишних разговоров с женщиной, даже с собственной женой… Каждый, кто ведёт лишние разговоры с женщиной, причиняет себе вред и отвлекается от занятий Торой, и в конце концов окажется в Аду» (Авот 1, 5). Т.е., лишние разговоры с женой ведут к нежелательным последствиям…
Нееврейские и еврейские психологи Вам подтвердят. Мы оцениваем прочность и эффективность связи не по количеству «произнесённой информации», а, наоборот, по качеству НЕВЕРБАЛЬНОГО общения — умению «читать» по взгляду и дыханию чувства и мысли супруга…
Может быть, Ваша проблема в другом: в Ваших глазах, «возведённых» к нему, муж не видит радости, удовлетворения и чувствует себя виноватым в этом, ответственным за это? («Я виноват в том, что тебе плохо, я причиняю тебе боль»). Возможно, в Вашей замкнутости он видит обвинение и укор.
Посмотрите на ситуацию со стороны.
Возможно, Вы привыкли постоянно ждать одобрения со стороны мужа. «Разорвите» эту зависимость. Научитесь любить и ценить СЕБЯ, никто другой Вам не поможет! Найдите область деятельности, которая доставляет Вам удовольствие, ищите подруг, с которыми можно пойти в театр, на прогулку и поделиться своими чувствами. Покупайте себе подарки. Одевайтесь для себя красиво, занимайтесь «спортом» (худейте, если надо) — достигайте поставленных целей в жизни в тех сферах, которые Вам нравятся, проявляйте чаще инициативу. А Ваше самосовершенствование, взросление и независимость — обогатят и ВОЗРОДЯТ семейные отношения на более высоком уровне.
Желаю успеха!
С уважением, Лея Трахтенберг
Рав Элиезер Ксидо,
из цикла «Недельная глава»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Награда и наказание, благословение и проклятие за соблюдение и нарушение Торы.
«Оцарот»
Как сложно угодить беднякам и богачам, собравшимся на одной и той же трапезе... История о чудесах Творца.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Бехукотай»
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Соблюдение законов шмиты и йовеля приводит не только к физическому, но и духовному благосостоянию. Процесс отступничества от иудаизма является последовательным и разрушительным.
Рав Ефим Свирский
«Оцарот»
История о человеке, который использовал раввинское благословение для того, чтобы выиграть в лотерею
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам газеты «Истоки»
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Рав Бенцион Зильбер
И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.