«Уберите и возьмите себе овец, и зарежьте на Песах» (12:3). Этот шаббат назван в честь избавления народа Израиля из Египта. Это было вызволение из 49 врат нечистоты и становление «народом Б-жьим». «Уберите руки от идолопоклонства и возьмите себе овец для заповеди», — было сказано им (Мехильта).
Есть история об одном из крупных врачей в Польше — профессоре Бернарде из Петрикова. Он был совершенно ассимилированным евреем, который оказался изумлен чудом исцеления, вызванным праведным раби Давидом из Львова. Он собственными глазами увидел, что в мире есть Б-г, и от этого яркого впечатления вернулся к религии.
Праведник сразу же начал беседовать с ним о возвышенных вещах, пока тот не стал возражать: «Я еще вчера ел некошерное мясо!»
На это праведник ответил: «Вчера ты вышел из Египта. Это был твой личный исход из 49 врат нечистоты».
В Торе сказано: «Уберите руки от идолопоклонства», и сразу же «возьмите себе овец для заповеди» — принесите свои жертвы в чистоте. В одно мгновение человек может выйти из темноты к великому свету.
Что же было главным в той первой жертве, с помощью которой евреи вышли на свободу? «Жертва Песаха изначально приходит лишь ради еды» (Псахим 62 б).
Чужеземцы тоже могут приносить жертвы, но их жертва полностью сжигается в огне. Они не вправе есть от нее. Святость питания присутствует только у евреев. Это касается не только вкушения освященных жертв — даже обычный стол еврея подобен жертвеннику. Каждая пища, для которой соблюдается кошрут, и которую едят с благословением до и после, а также со словами Торы, произносимыми за столом, расценивается как дарованная со стола Всевышнего (Авот 3:3).
Видя целый год египетские казни (Эдуйот 2:10), евреи уже купили себе овец для жертвы Песаха и привязали к ножкам кровати. Они уже были готовы, с застегнутыми поясами, с обувью на ногах и посохами в руках, чтобы отправиться в путь. Им нужны были лишь две заповеди — кровь жертвы Песаха и кровь обрезания. Они вышли на свободу, из тьмы к свету, из рабства к избавлению. Они получат Тору и станут народом Б-жьим. Но были многие (так и написано: многие!), которые не были готовы пройти обрезание.
Поразительно! Уже готовы выйти. Те, кто не хотел уходить, умерли за три дня темноты (Шмот Раба 14:3). Готовы идти за Творцом по пустыне, по земле незасеянной, стать Его народом и принять Его Тору. Но лишь при одном условии: чтобы не было больно. Если нужно нанести себе маленькую рану, то лучше оставить Творца и свой народ и остаться рабами в Египте.
Насколько это возмутительно! Что бы мы сказали? «Да кому вы нужны?!»
Кому? Творцу они нужны! Он не отказывается от них!
Что же сделал Всевышний? Запустил ветер, который принес ароматы райского сада и навел их на пасхальные жертвы. Когда их стали жарить, запах разошелся по округе на сорок дней пути. Евреи собрались вокруг Моше и стали умолять: «Пожалуйста, накорми нас своей жертвой! Мы уже устали от запаха». Они сходили с ума от сладкого аромата.
Он ответил: «Кто же вам мешает? Сделайте себе обрезание и ешьте!» Они сделали и ели из-за запаха.
Две заповеди, выполненные не ради Творца. Как их можно принять?
«Святой, благословен Он, несмотря на это, взял каждого из них, поцеловал и благословил» (Шмот Раба 19:5).
Как любящий отец, сын которого после многих уговоров и убеждений соглашается проглотить таблетку…
Можем ли мы представить себе величину и силу этой любви?
В итоге они сделали обрезание и вышли гордо, окруженные облаками славы, между столбами огня и облака. Но двое остались. Это были Датан и Авирам (Таргум Йонатан, Шмот 14:3). Они выбрали остаться рабами фараона. Это они посоветовали ему созвать свой народ и преследовать сынов Израиля, а сами примкнули к походу. Но, увидев, что море расступилось перед евреями, и что египтяне бегут по морскому дну, они поняли, что это смертельная ловушка. Они остались на берегу. Увидев, как вода накрыла египтян, они поняли, что больше им некуда возвращаться. Они были готовы примкнуть к евреям. Но как? Ведь они стоят на этом берегу, а те поют благодарственную песнь на другом.
Произошло чудо, и море расступилось для них повторно. Они прошли по дну и присоединились к сынам Израиля (Беэр Маим Хаим, Шмот 14:29). Даже их Всевышний не оставил.
Святой Бааль Шем Тов говорил (Шеэрит Йосеф 244): «Как хорошо было бы, если бы я мог любить самого праведного среди сынов Израиля так, как Всевышний любит самого большого грешника среди них» (Мекарван ле-Тора).
Рав Бенцион Зильбер
Рав Бенцион Зильбер
Коэну легче быть назиром?
Рав Бенцион Зильбер
Назореи давали обет безбрачия?
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Шимшон многократно вступал в схватки с филистимлянами. Но когда он взял в жены филистимлянку, началось его духовное падение.
Рав Моше Пантелят,
из цикла «Уроки Пятикнижия — Бемидбар»
Рав Натан Агрес
Почему в современном иудаизме нет таких течений, как ессеи?
Рав Яков Шуб
Как вино связано с Будущим миром и внутренней сутью вещей?
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей о недельной главе Торы
Рав Натан Агрес
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера к недельной главе «Насо»
Рав Бенцион Зильбер
Письмо странное, но вдруг информация правдивая?
Раби Моше бен Маймон РАМБАМ,
из цикла «Книга заповедей. Повелительные заповеди»
Сжигание святынь, ставших нечистыми, и сжигание остатков священных жертв