«А ты прикажи» (27:20). Есть нечто общее между главой Тецаве и свитком Эстер (Мегила). Фактически, глава Тецаве представляет из себя длинную последовательность повелений, высказанных Моше и касающихся одежд коэнов и утверждения Аарона и его сыновей в должностях, постоянных жертв и воскурения благовоний. И на протяжении всей главы имя Моше Рабейну ни упомянуто ни одного раза!
Мегила — это тоже запутанное и чудесное повествование, сотканное рукой Творца. Оно начинается с убийства Вашти, которое проложило путь к воцарению Эстер. Далее следует заговор Бигтана и Тереша, что можно оценивать как «предварение болезни лекарством». Потом потрясение от постановления Амана и раскаяние среди евреев, последовавшее за этим. В итоге Мегила завершается великим спасением и добровольным и радостным принятием Торы. Рука Творца заметна на протяжении всего этого повествования в Мегиле, однако Его Имя не появляется в ней ни разу!
Как такое можно объяснить? Видимо, разгадка ожидает нас в истории из Гмары (Евамот 96).
Раби Йоханан услышал, что его ученик раби Элазар высказал закон (Алаху), услышанный от него, не сославшись при этом на его имя. Раби Йоханан рассердился на это.
Его пытались уговорить, чтобы он простил раби Элазара: «Все ведь знают, что учение раби Йеошуа бен Нуна исходит из уст Моше Рабейну. И так же все знают, что учение раби Элазара исходит от тебя».
То же самое и с нашей главой Тецаве. Все знают, что изготовление одежд коэнов и их помазание, все сооружение скинии — это приказы Моше от Б-га. И нет необходимости называть его по имени. И в этом же заключен великий открывающийся нам принцип свитка Эстер. Обычно чудесами мы считаем что-то невероятное — прямое вмешательство Творца в процессы творения. Но в Мегиле нет таких чудес. Все движется по законам природы и все равно направляется свыше рукой Мастера. Кто знает об этом, тот видит руку Б-га во всех событиях и действиях. А значит, необязательно упоминать Его — ведь ничто не совершается без Его управления и влияния (Майян а-Шавуа).
Рав Бенцион Зильбер
Рав Бенцион Зильбер
Коэну легче быть назиром?
Рав Бенцион Зильбер
Назореи давали обет безбрачия?
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Шимшон многократно вступал в схватки с филистимлянами. Но когда он взял в жены филистимлянку, началось его духовное падение.
Рав Моше Пантелят,
из цикла «Уроки Пятикнижия — Бемидбар»
Рав Натан Агрес
Почему в современном иудаизме нет таких течений, как ессеи?
Рав Яков Шуб
Как вино связано с Будущим миром и внутренней сутью вещей?
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей о недельной главе Торы
Рав Натан Агрес
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера к недельной главе «Насо»
Рав Бенцион Зильбер
Письмо странное, но вдруг информация правдивая?
Раби Моше бен Маймон РАМБАМ,
из цикла «Книга заповедей. Повелительные заповеди»
Сжигание святынь, ставших нечистыми, и сжигание остатков священных жертв