«И понесет Аарон правосудие сынов Израиля на сердце своем» (28:30). Аарон любил мир и стремился к нему. Он мог принимать каждого таким, какой он есть, поскольку всех оправдывал.
Слова «понесет Аарон правосудие» можно понять, — говорит «Рвид а-Заав», — как то, что Аарон будет терпеть все поведение сынов Израиля и не замечать их пороков.
Рав Ицхак Айзик Рот, родственник ребе из Цанза, отличался умением оправдывать других. Он никогда в своей жизни не говорил дурного о другом еврее. Однажды с помощью этого качества он в буквальном смысле спас жизнь еврея.
Его дом напоминал постоялый двор, где гости получали горячую пищу и ночлег в случае необходимости. Однажды перед Рош а-Шана в его дверь постучал молодой еврей по фамилии Кротамер, который был дезертиром из русской армии, и попросил убежища.
Дело грозило большой опасностью, поскольку, если солдаты придут и отыщут дезертира в доме у раби Айзика, они обвинят его в пособничестве. Но раби Айзик привык никогда не расследовать, что происходит у его гостей. Он приглашал их в дом, несмотря ни на какие опасности. И хотя в тот момент свободного места не было, хозяин не мог отказать дезертиру. Он уложил его в задней части дома на соломенную подстилку.
На следующий день члены семьи взволновались, узнав, что многие ценные вещи были украдены. Воры обчистили дом, и вместе с вещами пропал также и молодой еврей, спавший ночью у раби Айзика.
Члены семьи были полностью уверены, что он и есть вор. Ведь в ту ночь он был у них в доме и видел, где лежит каждая вещь. Видимо, в удобный момент он прихватил все добро и убежал. Главным доказательством было то, что он и сам исчез вместе с украденными предметами.
Некоторые предлагали раби Айзику позвать полицию и пожаловаться на ограбление, но раби Айзик настойчиво отказывался. Он не был убежден, что его гость оказался вором. Хотя тот действительно выглядел нищим и, скорее всего, сильно нуждался в деньгах (а значит, причина украсть у него была), все же раби Айзик отказался от подозрений и решил не выдавать его полиции.
Спустя восемь месяцев, полицией был задержан один из соседей раби Айзика. Сидя в тюрьме, он подслушал беседу воров, которые рассказывали друг другу о том, как ограбили дом раби Айзика. Сосед тотчас сообщил об этом полицейским, и в течение короткого времени было доказано, что именно эти воры виновны в краже.
Услышав об этом, раби Айзик радовался от всей души! Он указал своим родным на нравоучительный вывод, который можно сделать из этой ситуации — насколько нужно воздерживаться от подозрений в адрес ближнего, и как велика возложенная на нас обязанность оправдывать каждого еврея, даже если поверхностные соображения «доказывают» обратное (Бархи Нафши).
Рав Бенцион Зильбер
Рав Бенцион Зильбер
Коэну легче быть назиром?
Рав Бенцион Зильбер
Назореи давали обет безбрачия?
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Шимшон многократно вступал в схватки с филистимлянами. Но когда он взял в жены филистимлянку, началось его духовное падение.
Рав Моше Пантелят,
из цикла «Уроки Пятикнижия — Бемидбар»
Рав Натан Агрес
Почему в современном иудаизме нет таких течений, как ессеи?
Рав Яков Шуб
Как вино связано с Будущим миром и внутренней сутью вещей?
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей о недельной главе Торы
Рав Натан Агрес
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера к недельной главе «Насо»
Рав Бенцион Зильбер
Письмо странное, но вдруг информация правдивая?
Раби Моше бен Маймон РАМБАМ,
из цикла «Книга заповедей. Повелительные заповеди»
Сжигание святынь, ставших нечистыми, и сжигание остатков священных жертв