«И возьмется за суд рука Моя» (32:41).
Столь жестокие наказания перечисляются в главе Аазину, что сердце замирает. И на самом деле именно затем они и записаны, как сказано в Зоаре: «Как отец, который жалеет своего сына, но держит плетку в руке — он рычит и кричит громким голосом, но удары его наполнены милосердием».
Это-то и подразумевается в выражении «возьмется за суд рука Моя». Раши цитирует Мидраш: человек, отпустив тетиву, уже не может возвратить стрелу. Но милосердный Творец держит саму стрелу, даже когда уже выстрелил. Что это значит? Это очень напоминает историю, случившуюся с раби Хаимом Абулафией, который приехал в Святую Землю, чтобы припасть к могилам покойных праведников.
По прибытии в Тверию, где не было ни одного еврея, он послал служку купить фруктов на двоих. Беднягу окружили местные хулиганы и стали избивать его камнями до крови. Служка кричал на турецком, а хулиганье оскорбляло его по-арабски. Мимо шел человек, знающий турецкий, и сказал ему, что их главарь — сын шейха Омара, главы города. Человек хотел тем самым предупредить, чтобы тот не вздумал жаловаться, но побитый парень направился прямо в резиденцию шейха, где поведал тому о проказах его сына.
Вид избитого, истекающего кровью чужестранца поразил шейха, и он поклялся в сердцах примерно наказать сына. Когда он понял от парня, что тот прислуживает раввину Измира, сразу же послал за ним, чтобы встретить его подобающим образом.
Слуги шейха сразу же отправились за равом. Шейх был воодушевлен величием и духовной силой рава, а тот, в свою очередь, был ошеломлен видом своего слуги.
Правитель рассказал ему о выходках сына и сообщил, что виновник будет наказан. Он уже поклялся нанести ему сто ударов.
Рав помнил высказывание мудрецов, согласно которому следует быть осторожным с ребенком, у которого «царство стоит за плечами» (Йерушалми Трумот 8). Ведь кто знает наверняка, что он может сделать евреям, когда добьется власти? Также он понимал, что шейх своей клятвы не преступит. И попросил привести Дагира, сына шейха.
Подростка привели, и отец сделал ему строгий выговор. А кроме того сказал, что поклялся ударить его сто раз. Мальчик побледнел.
Рав же попросил принести сто палок. Мальчик побледнел еще сильней.
Когда палки были принесены, рав указал связать их воедино.
Так и сделали, и рав поднял тяжелую связку и аккуратно приложил ее к плечу подростка, говоря шейху: «Теперь выполнена твоя клятва — сто ударов нанесены твоему сыну!»
Лицо шейха просветлело, ведь он смог выполнить клятву, не нанося вреда единственному сыну и даже не причиняя ему боль. И сам сын, Дагир, был полон благодарности к раву за то, что спас его от кромешного ада, и когда он занял место отца, то пригласил рава в Тверию с тем, чтобы восстанавливать там еврейскую жизнь.
Это действительно произошедшая история, записанная в книге «Тув Рои». Точно также «возьмется за суд рука Моя», прикладывая связку стрел к нашим плечам — но как же она тяжела! Дай Б-г, вскорости она исчезнет, сломлено будет иго, и мы удостоимся Избавления! (Майян а-Шавуа)
Рав Бенцион Зильбер
Рав Бенцион Зильбер
Коэну легче быть назиром?
Рав Бенцион Зильбер
Назореи давали обет безбрачия?
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Шимшон многократно вступал в схватки с филистимлянами. Но когда он взял в жены филистимлянку, началось его духовное падение.
Рав Моше Пантелят,
из цикла «Уроки Пятикнижия — Бемидбар»
Рав Натан Агрес
Почему в современном иудаизме нет таких течений, как ессеи?
Рав Яков Шуб
Как вино связано с Будущим миром и внутренней сутью вещей?
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей о недельной главе Торы
Рав Натан Агрес
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера к недельной главе «Насо»
Рав Бенцион Зильбер
Письмо странное, но вдруг информация правдивая?
Раби Моше бен Маймон РАМБАМ,
из цикла «Книга заповедей. Повелительные заповеди»
Сжигание святынь, ставших нечистыми, и сжигание остатков священных жертв