Из цикла «Орхот цадиким», темы: Орхот цадиким, Еврейские качества, Наглость, Мусар
Наглость /азут/ — это дурное качество в большинстве своих проявлений, оно противоположно качеству стыдливости. Стыдливый не мстит и жалеет, прощает и милует, а наглец и упрямец не прощает и не стесняется никого, но упорствует в своей наглости и строптивости, любое злое дело совершит и не постыдится. Об этом сказано: «Их сердца тверже скалы — отказываются раскаяться» (Ирмия 5; 3). И сказано: «Лица сыновей тверды, и сердца их крепки» (Иехезкель 2; 4).
Все добрые достоинства стыдливости противоположны применительно к наглости. Когда человек укрепляется в этом свойстве, — низок он в глазах людей, даже если он мудрец. И множество бед тянутся за наглостью, — наглец ведет себя нагло с людьми, и ему не избежать раздоров, ненависти и зависти. Наглец отказывается от своего отца[1] (Калла 1). Он не почитает почтенного и не жалеет старого, и все преступления, упоминаемые в Законе, легко преодолимы в его глазах, и он способен совершить их из-за своей великой наглости; и о нем сказано: «Наглый — в Гееном» (Авот 5; 20).
Наглый зовется злодеем, как сказано: «Злодей показывает свою наглость в гневе» (Мишлей 21; 29), а злодеи достойны осуждения, и отвратительны они пред Всевышним. И имя злодеев достойно осуждения, как написано:
«Да сгинет имя злодеев» (Мишлей 10; 7). О стыде сказано: «И научит смиренных Своему пути» (Теилим 25; 9), а о наглом сказано: «А путь злодеев искривит» (там же 146; 9).
В ком есть свойство наглости, творит многие преступления, одно за другим, и считает себя праведником. Потому-то мы и произносим в исповеди /видуй/: «Мы не настолько наглы и жестоковыйны, чтобы сказать пред Тобой, Всевышний, что мы праведны и не согрешили, — мы согрешили». Но когда преступник говорит: «Я не согрешил!» — вот дурное и болезнетворное качество. За это Всевышний осудит его и не пожалеет, как написано: «Я буду судить тебя за то, что ты говоришь: “Я не согрешил!” (Ирмия 2; 35), и сказано: “Кто скрывает свои преступления — не преуспеет, а того, кто признается и оставит дурной путь, — пожалеют и помилуют”» (Мишлей 28; 13). Путь наглости весьма далек от пути раскаяния и от пути добра, ибо о блуднице сказано: «Нагло говорит ему» (там же 7; 13).
Это очень дурное свойство: оно приводит человека к тому, что он срамит товарищей и бедных подобно тому, как сказано: «Нищий говорит с мольбою, а богатый отвечает нагло» (там же 18; 23). А уж тем более тот, кто презирает и срамит своих учителей, по своей великой наглости упрямо грубит упрекающим его, — это свойство сживает наглеца со света. И это свойство следует изгнать из своей души!
Но свойство «азут» весьма похвально, когда оно применяется к служению Всевышнему. Быть наглым и дерзким перед злодеями и не покорствовать им, не слушать их совета и не соглашаться с их ложью и мерзостями, и не льстить им! Нужно дерзать в исполнении заповедей и в тех случаях, когда люди насмехаются над этим. И нужно дерзать и спрашивать своих учителей, если чего не знаешь, и не стесняться в этом. И нужно быть дерзким, открывая людям их грехи и упрекая их.
Но там, где свойство «азут» достойно порицания, его нужно усмирять и пересиливать по силам своим. Ибо очень трудно избежать этого свойства, если не приложить всю свою силу и всю свою мощь. Нужно победить его и уничтожить в себе, когда оно преступно, но держаться его, когда жестоковыйность и дерзость достойны награды.
[1] Имеется ввиду, что наглость свойственна мамзерам (бастардам), и наглость человека показывает, что он бастард.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера к недельной главе «Насо»
Раби Моше бен Маймон РАМБАМ,
из цикла «Книга заповедей. Повелительные заповеди»
Сжигание святынь, ставших нечистыми, и сжигание остатков священных жертв
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Всякое прегрешение против нравственности порождено помрачением рассудка. Нравственная истина и истина логическая — синонимы, и человек может согрешить, только если лишится сперва истинной перспективы.
Рав Гершон Вайс,
из цикла «Шимшон — судья Израиля»
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Шимшон многократно вступал в схватки с филистимлянами. Но когда он взял в жены филистимлянку, началось его духовное падение.
Раби Моше бен Маймон РАМБАМ,
из цикла «Книга заповедей. Повелительные заповеди»
Продолжение Книги Заповедей:ритуальная нечистота и очищение, имущество Храма, недожин края поля и др.
Рав Александр Кац,
из цикла «Еврейские мудрецы»
Биография раввина
Рав Бенцион Зильбер
Принимать обеты могли только по-настоящему Б-гобоязненные люди . Обычный же человек должен придерживаться золотой середины по РАМБАМу.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей о недельной главе Торы
Раби Моше бен Маймон РАМБАМ,
из цикла «Книга заповедей. Запретительные»
Заповеди назира
Раби Моше бен Маймон РАМБАМ,
из цикла «Книга заповедей. Запретительные»
Заповеди, относящиеся к назиру
Рав Гершон Вайс,
из цикла «Шимшон — судья Израиля»
Хотя Шимшону никогда не запрещалось открывать секрет своей необычайной силы, он решил не делать этого, дабы не подвергать опасности свой назирут. Поэтому он не хотел говорить ей правду, что его сила связана с волосами.