Темы: Рав Реувен Куклин, Мусар, Самосовершенствование, Течения в Иудаизме
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныНа вашем сайте я прочитал высказывание Раввина: «Важно не изучение философии или психологии, не критика других людей или дурных побуждений, а учение Мусар — то, что человек учит о себе и для себя, чтобы по-настоящему изменить самого себя». Рабби Элияу Элиэзер Деслер.
Объясните, пожалуйста, что такое «учение Мусар», о чем говорит Раввин?
С благодарностью, Александр
Уважаемый Александр!
Как я уже писал ( На какие движения делятся евреи), течения в иудаизме — это не какие-то новорожденные ответвления, а направления, основанные на всех тех основах, которые существовали в Торе с того момента, как Моше получил её на горе Синай. Особенность каждого течения связана с тем, на какой из истин, существующих в иудаизме, оно делает особый акцент. В Талмуде (Гиттин 6б) говорится о различных мнениях мудрецов: «И это, и другое — слова Б-га живого». То же выражение можно употребить, и говоря о различных течениях, существующих в иудаизме [1] .
В начале книги Мишлей (1:2) царь Соломон говорит, что свою книгу он написал для того, «чтобы познать мудрость (хохма) и наставление (мусар)». Объясняет Виленский Гаон, что для истинного служения Б-гу необходимы две вещи:1) мудрость, знание того, что Б-г требует от человека; 2) воплощение этого знания в жизнь — мусар.
Движение «Мусар» делает особый акцент на воплощении знаний в жизнь (возможно, название этого течения основывается на приведённом стихе из Мишлей). Речь идёт как о знании «буквы закона», так и о знании этики, которая занимает не менее важное место в иудаизме. Не всегда человеку просто воплотить свои знания в жизнь. Зачастую для этого требуется изменить свои привычки, что чрезвычайно непросто, поскольку «у привычки — власть надо всем» (Мусарим) [2] .
Мусар призван помочь еврею идти по правильному пути. Это достигается тем, что еврей оставляет себе время задуматься, какой именно образ жизни для него оптимален, какие именно действия он должен совершать. После этого ему необходимо проверить свои действия, насколько они соответствуют желаемому. Если он видит, что часть его действий соответствует желаемому, ему следует подумать, каким образом он может превратить их в постоянные, а если видит, что часть из них не соответствует желаемому, задуматься, какие методы следует применить, чтобы впредь не повторять таких действий.
Это — некоторые моменты, на которые «Мусар» делает особый акцент.
С уважением, Реувен Куклин
[1] Разумеется, идёт речь о таких течениях, цель которых — приблизится к Б-гу по тому пути, который Он указал нам в Торе.
[2] Приведено в книге Шаарей Тшува (2:30).
Рав Реувен Куклин
Велик тот, кто обязан и выполняет свои обязанности?
А. Фейгин
Репатрианты из России, впервые оказавшись в религиозном районе Иерусалима, Бней-Брака, Цфата или Ашдода, испытывают настоящий культурный шок при виде толпы, одетой в черное, при виде сюртуков и шапок, скроенных по последней моде начала позапрошлого века. Первый вопрос, который задают «русские»: «Почему?!»
Хана Лернер
Рав Шимшон Рефаэль Гирш
Комментарии на некоторые отрывки трактата об этике
Рав Берл Вайн,
из цикла «Ам Исраэль хай»
Рабби Исраэль Салантер разработал морально-этическое учение, которое помогло восточноевропейскому еврейству преодолеть трудности. Сферой концентрации мусара стали прославленные ешивы Литвы.
Рав Реувен Куклин
Правда ли что мы для вас хуже животных и вы вольны делать с нами всё что захотите?
Рав Бенцион Зильбер
Какая разница между «харедим» и «хасидим»?
Рав Барух Лехт
Рав Яков Шуб
Учусь в университете, читаю много книг, хожу на лекции, но считаю, что этого недостаточно...
Рав Шимшон Рефаэль Гирш
Этические законы аналогичны Божьему закону, по которому сотворен мир. Единственная разница между ними заключается в том, что этические правила нужны только людям, а законы природы объемлют всю вселенную.
Рав Реувен Куклин
Рав Натан Агрес
Откуда взялись разные обычаи?
Рав Элиезер Ксидо,
из цикла «Недельная глава»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Награда и наказание, благословение и проклятие за соблюдение и нарушение Торы.
«Оцарот»
Как сложно угодить беднякам и богачам, собравшимся на одной и той же трапезе... История о чудесах Творца.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Бехукотай»
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Соблюдение законов шмиты и йовеля приводит не только к физическому, но и духовному благосостоянию. Процесс отступничества от иудаизма является последовательным и разрушительным.
Рав Ефим Свирский
«Оцарот»
История о человеке, который использовал раввинское благословение для того, чтобы выиграть в лотерею
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам газеты «Истоки»
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Рав Бенцион Зильбер
И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.