Темы: Заповеди, Туалетные вопросы, Ман, Пустыня, Рав Зеев Гершензон
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныЗдравствуйте, уважаемые раввины. Скажите, зачем нужна была лопатка евреям в пустыне? (О ней говорится в главе «Ки теце», Дварим 23:14, — что она нужна для засыпания испражнений). Ведь евреи того поколения питались маном (манной), который полностью усваивался? Юлия
Здравствуйте, уважаемая Юлия,
Ман, которым евреи питались в пустыне, упоминается в Торе (Шмот, 16:4) как «хлеб с Небес». Он описывается (там же, 16:15 и 16:31) как «нечто мелкое, без оболочки, как иней» и «как семя кориандровое, белый», а «вкус его — как у лепешки в меду». Ман выпадал шесть дней в неделю (в пятницу — двойная порция, чтобы хватило и на субботу) на протяжении сорока лет, до тех пор, пока евреи не вошли в Землю Израиля (там же, 16:35). Затем Всевышний прекратил посылать его на землю, дав нашему народу другие источники пропитания.
В Вавилонском Талмуде (трактат Йома 75 б) сказано, что ман — полностью усваивался организмом, не оставляя никаких отходов. Рабби Хаим из Воложина объясняет, что любая пища состоит из «хороших частей», полезных для организма, и из «плохих» — тех, что не усваиваются и должны быть из организма выведены. (Такое положение вещей сложилось с тех пор, как первый человек поел от плода Дерева познания добра и зла, что привело к смешению добра и зла, хорошего и дурного — как в самом человеке, так и во всем мире, подробнее см. тут). Ман же — Небесная пища — не содержал в себе ничего «плохого», ничего, что должно было быть выведено из организма.
С другой стороны, среди заповедей, данных еврейскому народу в пустыне, есть заповеди о чистоте и святости еврейского стана. В том числе — заповедь в Дварим 23:13: «…и место у тебя будет вне стана… и лопатка будет у тебя… и когда будешь садиться снаружи (испражняясь), то копай ею, а затем — покрой испражнение свое». Как видим, все-таки было что-то, что выводилось из организма? Ведь лопатка была нужна?! В этом, видимо, состоит Ваш вопрос.
Этот вопрос задает также Вавилонский Талмуд (трактат Йома 75 б). И отвечает, что евреи в пустыне — кроме мана — ели пищу, которую приобретали у торговцев из соседних народов. То есть некоторые питались и обычной пищей, которая не полностью усваивалась. Для этого нужна была заповедь о лопатке.
С уважением, Зеев Гершензон
Рав Овадья Климовский
Какие виды Законов соблюдал Авраам?
Авраам Коен
Ципора Харитан
Рав Зеев Гершензон
И о музыке в более узких аспектах?
Рав Яков Шуб
На каком языке?
Рав Зеев Гершензон
Победа возможна?
Рав Моше Пантелят,
из цикла «Уроки Пятикнижия — Шмот, фонограмма видеоуроков»
Рав Натан Лопез Кардозо,
из цикла «Бесконечная цепь»
Р.Симлай разъясняет: «Шестьсот тринадцать заповедей были переданы Моше:365 заповедей “не делай”, по числу дней в солнечном году, и 248 заповедей “делай”, по числу частей человеческого тела».
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «О нашем, еврейском»
Манна Небесная
Рав Натан Лопез Кардозо,
из цикла «Бесконечная цепь»
Р.Симлай разъясняет: «Шестьсот тринадцать заповедей были переданы Моше:365 заповедей “не делай”, по числу дней в солнечном году, и 248 заповедей “делай”, по числу частей человеческого тела».
Авраам Коен
Рав Яков Шуб
В современной уборной такая же ритуальная нечистота, как в уборной времен Талмуда?
Рав Моше Пантелят,
из цикла «От Синая до наших дней»
Передача Устной Торы от Гилеля до раби Йегуды Анаси.
Рав Моше Пантелят,
из цикла «От Синая до наших дней»
Структура Мишны и цепочка передачи Торы от Синая до раби Йегуды Анаси.
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Великие раввины»
Реувен Пятигорский о рабби Шимоне бар Йохай
Рав Александр Кац,
из цикла «Еврейские мудрецы»
Биография прославленного чудотворца и праведника.
Рав Моше Пантелят,
из цикла «От Синая до наших дней»
Первая попытка записи Устной Торы.
Рав Цви Вассерман
Из лекции, прочитанной на подпольном семинаре по иудаизму в Ленинграде.
Рав Александр Кац,
из цикла «Еврейские мудрецы»
Глава мудрецов в период после разрушения Второго Храма
Рав Гедалия Шестак,
из цикла «Еврейская история со времен постройки второго Храма»
Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»
Составление мишны, барайты и мидрашей
Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»
В 3898 (138) году, после смерти Адриана римским императором стал умеренно настроенный Антонии Пий (Пий Благочестивый). Преследования евреев постепенно прекратились
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Великие раввины»
Раби Меир, известный как Бааль Анес (Чудотворец) — величайший мудрец эпохи Мишны
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Великие раввины»
Великий мудрец и учитель, начал учиться в 40 лет и достиг невиданного уровня и величия в Торе.