Мудрецы — это люди, пронесшие от сотворения первого человека и до наших дней мудрость Торы. Благодаря своей горячей любви к Творцу и его учению, они самоотверженно учатся сами и учат других, постигая мудрость Вс-вышнего. Мудрец не только учит Тору и пишет книги, но, покорив свое дурное начало, приобретает особую чистоту рассудка, свободную от соображений личных интересов.
Оглавление
Кого мы считаем мудрецом? [↑]
Словари русского языка определяют мудреца как мыслителя, того, кто обладает высшим знанием. В некоторой степени это определение справедливо и по отношению к еврейскому мудрецу — но нужно пояснить, что в иудаизме мы понимаем под «высшим знанием». Высшее знание, высшая мудрость — это Тора, которую нам дал Вс-вышний. Мудрецы же — те, кто постоянно находятся в изучении мудрости Торы, достигают высокого уровня в постижении этой высшей мудрости, строят свою жизнь по ее законам, развивают и передают эту мудрость своим ученикам — устно или в виде книг.
Первым мудрецом, без сомнения, был первый человек — Адам. Тайные познания Адама собраны в книге, названной Сефер Разиэль амалах (Книга ангела Разиэля). Эти сокровенные знания, связанные с тайной Б-жественного управления Вселенной (Маасе Меркава), были переданы Адаму еще в саду Эдена ангелом по имени Разиэль.
Про Адама сказано, что его ум обладал совершенством, предельно возможным для человека (Кузари 1:95), и он превосходил в познании и мудрости не только своих современников, но и всех будущих людей (Рамбан, Шаар агмуль 81). У Адама и Ханоха учился мудрости Метушелах, который передал свои знания Шему, у которого впоследствии обучались Эвер и наши праотцы — Авраам и Ицхак.
С тех пор, как Тора была дана еврейскому народу на горе Синай, каждый еврей получил возможность прикоснуться к ее мудрости. Кто-то был наделен жаждой Торы в большей степени, чем другие, посвящая учебе всего себя, становясь мудрецом и передавая Тору по цепочке от поколения к поколению.
Трактат Пиркей Авот начинается такими словами: «Моше получил Тору на Синае и передал ее Йеошуа, Йеошуа — старейшинам, старейшины — пророкам, а пророки передали ее мужам Великого Собрания». Здесь перечислены самые первые звенья цепочки, по которой передавалась Устная Тора. Дальше — через Эзру, через пары-зугот мудрецов, стоявших во главе Санхедрина, через Гилеля и Шамая передавалась Традиция Устной Торы к — мудрецам-танаим, записавшим Мишну, мудрецам-амораим, трудившимся над Гемарой, мудрецам-сабураим — редакторам Талмуда.
Талмуд был написан, но работа над Устной Торой продолжалась: началась эпоха гаонов, руководителей ешив в Суре и Пумбедите — центрах исследования алахи.
По завершении эпохи гаонов Традиция развивалась в ешивах Испании, Марокко, Туниса, Каира, а также ешивах Франции, Германии, Англии. Из Испании, Северной Африки и Европы евреи были изгнаны — и центры Торы переместились в Литву и Польшу, где терпя гонения, наветы и лишения, эти удивительные люди писали книги, которые и сегодня потрясают читателя блестящей логикой, глубиной анализа и, главное — пылкой любовью к Торе. Голодая, они продолжали учиться и учить.
Вопреки кровавым наветам, крестовым походам, хмельнитчине, лжемессианству, Просвещению, реформаторству, погромам, войнам, Катастрофе — и вопреки запретам учить Тору и соблюдать субботу — еврейские мудрецы существовали во все времена, существуют и сейчас. Благодаря им осталась жива Тора — и остались евреями мы.
Перечислить даже десятую часть их имен не представляется возможным в рамках этой статьи. С биографиями некоторых из них вы можете ознакомиться на нашем сайте.
В чем мудрость мудреца? [↑]
Несмотря на «еридат адорот», то есть на то, что в каждом последующем поколении люди все меньше понимают Традицию, мудрецы живут, работают, учатся и учат в каждом поколении — в нашем тоже. Современные нам мудрецы пишут книги, которые будут изучаться следующими поколениями; возглавляют ешивы, в стенах которых растут духовные лидеры следующих поколений; отвечают на вопросы людей, которые приходят к ним.
Почему люди идут за ответами именно к мудрецам? Ведь сейчас доступно множество книг по алахе — можно открыть и прочитать самому! Дело в том, что ответы еврейских мудрецов построены на глубоком знании Торы, логике Талмуда и чистоте их помыслов и намерений.
Наших мудрецов называют нэкиэй даат — обладающими чистотой рассудка. Это — то основное качество, которое отличает их от всех нас и позволяет дать ответ не свой, а Торы. Для этого надо быть свободным от личных интересов и соображений выгоды (нэгиет) во всех областях жизни. Постоянная работа над собой позволяет им поставить под контроль свое «дурное начало», то самое, которое и искривляет разум человека. И когда мудрец выходит из-под власти своего «дурного начала» и очищается от эгоистических желаний, он естественным образом может приобрести необыкновенную чуткость восприятия и осознания.
Написано в четвертой главе Тана де-вей Элияу Раба: «Вс-вышний наделяет пророчеством каждого мудреца во Израиле, который обладает действительным знанием Учения и который вздыхает о славе Вс-вышнего и о славе евреев, что убавилась, и желает, и жаждет, и ожидает славы Иерусалима, и Храма, и Избавления, чтобы оно наступило скорее, и собирания изгнанников».