«Туалетные вопросы». Оборудовать туалеты вне военного стана было заповедано евреям во время их странствования по пустыне. В туалете необходимо вести себя скромно. Запрещается заносить в туалет святые тексты, а также думать о святых вещах. О законах поведения в туалете подробно написано в книге «Кицур Шульхан Арух».
Оглавление
Место вне стана и лопатка [↑]
У многих народов и в древние, и даже в более поздние времена было принято справлять нужду, где придется: будь то поле, двор, улица. Евреям было дано повеление оборудовать туалет в военном лагере во время их странствий по пустыне.
Рамбам указывает в Книге Заповедей две заповеди, связанные с оборудованием туалета. Повеление, чтобы разбивая военный лагерь, мы подготовляли вне стана место — ходить туда по нужде («И да будет у тебя место вне стана, куда тебе выходить» (Дварим 23:13). А также повеление, чтобы у каждого в военном лагере наряду с оружием была подвешена лопатка, и он мог бы вырыть ямку в специально отведенном месте вне лагеря, а затем прикрыть землей испражнения, чтобы они не были видны на земле.
Это повеление относится именно к военному лагерю, как сказано в начале этого отрывка: «Когда выступишь станом против своих врагов…» (Дварим 23:10). Несмотря на то, что в пустыне евреи питались маном (пищей, усваивающейся полностью, без отходов, как объясняет трактат Йома 75 б), тем не менее, даже в пустыне евреи ели пищу, которую приобретали у торговцев из соседних народов. Для этого нужна была заповедь о лопатке.
Туалет и скромность [↑]
Выдающийся раввин шестнадцатого столетия Рамо в самом начале своего комментария к Шулхан Аруху раскрывает нам основополагающий принцип иудаизма: где бы и с кем ни находился еврей, дома или на работе, в кругу семьи или в одиночестве, во всех своих действиях должен ощущать, что он — перед Царем царей, Вс-вышним. Не является исключением и время нахождения в уборной. Человек является венцом творения Вс-вышнего, созданным по Его подобию, и это налагает на него обязанность достойного и скромного поведения в любом месте и в любое время.
Законы поведения в туалете подробно объясняются в «Шулхан Арухе». В туалете следует вести себя скромно. Следует сначала сесть, а потом уже обнажаться; и даже в этом случае не следует обнажаться больше, чем необходимо для того, чтобы не запачкать одежду. И этого правила следует придерживаться ночью так же, как и днем.
Если человек отправляет естественные надобности в открытом месте, следует сесть так, чтобы лицо было обращено к югу, а спина к северу, или наоборот. По возможности следует остерегаться садиться лицом или спиной по направлению к Иерусалиму и Храмовой горе. Если же там, где человек находится, есть какая-либо перегородка, он может сесть лицом в любую сторону, лишь бы спиной к перегородке. Однако мочиться можно в любую сторону.
Шулхан Арух (3:2) запрещает всякие разговоры в уборной. В случае острой необходимости говорить разрешено. В такой ситуации лучше говорить не на иврите (Сефер Хасидим, Мишна Брура 3:4, 85:9). Но во время использования уборной по прямому назначению категорически запрещены разговоры на любом языке (Мишна Брура 3:4).
Причина запрета, по мнению Шулхан Арух а-Рав: это не является достойным и скромным поведением. В свою очередь Сефер Харедим (43:7), говорит, что это связано с нахождением в уборной особых «сил нечистоты», которые могут навредить человеку во время разговора.
Нельзя испражняться в чьем бы то ни было присутствии. Однако мочиться при необходимости разрешается даже днем и в людном месте, если это необходимо, так как задержка мочеиспускания чревата большой опасностью. Но, тем не менее, следует отойти в сторону.
Туалет и святость [↑]
Находясь в туалете, нельзя думать ни о чем, что связано с Торой. Лучше всего в это время занять свои мысли деловыми или финансовыми вопросами, чтобы не начать думать о Торе или о запрещенных вещах. В Шаббат же, когда думать о делах запрещено, следует вспомнить о чем-то удивительном, недавно виденном или слышанном, и т.д.
Даже если в уборной нет грязи и плохих запахов, запрещено произносить слова Торы, или молитвы, или любой текст, где упоминаются имена Вс-вышнего. Находясь в туалете, нельзя приветствовать человека словом «Шалом», поскольку оно является одним из Имен Творца.
Сказали наши мудрецы (Брахот 24 б), что тот, кто тщательно следит за тем, чтобы не произносить слов Торы в неподходящих для этого местах, удостаивается долгой жизни.
Запрещается вносить в туалет святые тексты, но нет запрета заносить электронный текст святых книг в туалет, только необходимо экран с текстом закрыть. Также запрещается заходить в туалет в «талит гадоль» (в талит катан — цицит — в туалет, конечно, входят).
Если возникла необходимость зайти в общественный туалет, а в сумке, портфеле или кармане лежат книги со святыми текстами, их следует «упаковать» в две обертки. Под оберткой подразумеваются все виды покрытия: пластиковый пакет, бумага, футляр и т.п. Если сифрей кодеш завернуты указанным образом, войти с ними в общественный туалет можно.
К дверному косяку двери, которая ведет в ванную комнату и в туалет, не прикрепляют мезузу.
В Талмуде (Брахот 26 а) сказано, что «персидский туалет» не считается туалетом, если речь идёт о запрете произносить слова Торы. Раши объясняет, что персы устраивали туалет следующим образом: рыли ров от места, предназначенного для испражнения, чтобы кал и моча не оставались в том же месте, а удалялись от него. И таково постановление Шульхан Аруха (Орах Хаим 83, 4): «персидский» туалет не считается туалетом и можно, находясь в нём, читать Шма при условии, что в нём нет плохого запаха.
Современные туалеты устроены так, что экскременты смываются в канализацию. Однако Хазон Иш (Орах Хаим 17, 4) сомневается в том, что нынешний туалет похож на «персидский туалет», упомянутый в Талмуде. Хазон Иш считает, что наш туалет отличается от «персидского», тем, что в нем испражнения остаются в унитазе до тех пор, пока их не смоют (так это в большинстве унитазов).
Хазон Иш пишет, что, поскольку в этом вопросе есть сомнение, нельзя учить Тору и молиться, находясь в туалете, однако можно молиться напротив двери такого туалета.
Пользование туалетом [↑]
«Кицур Шульхан Арух» учит, что запрещено произносить благословения, не очистив тело от экскрементов и мочи, ведь сказано «Благослови, моя душа, Б-га, и все мои внутренности — Его святое Имя».
Надо приучить себя к отправлению естественных надобностей каждое утро и каждый вечер, так как тело должно быть чистым, чтобы быть всегда готовым к служению Вс-вышнему. Если человек не может облегчиться (когда пришло время), пусть пройдет 4 ама, сядет, встанет и снова сядет, пока не облегчится, или пусть перестанет отвлекаться на посторонние мысли.
Человек, не отправляющий естественных надобностей, когда ощущает в этом потребность, нарушает запрет из Торы, как сказано: «Не оскверняйте душ ваших». А если он удерживается от того, чтобы помочиться, когда испытывает в этом потребность — он нарушает также запрет: «Да не будет у тебя удерживающегося».
Нельзя испражняться стоя, и нельзя чрезмерно тужиться, во избежание выпадения прямой кишки. Прежде, чем выйти из туалета, следует убедиться, что нужды в отправлении естественных надобностей больше нет. Мочась стоя, надо стараться не забрызгать свою одежду и обувь. И необходимо очень остерегаться держать руками место обрезания.
Следует тщательно вытереться, поскольку, если на теле осталось хоть сколько-нибудь нечистот, запрещается произносить что бы то ни было, связанное со святостью. Нельзя вытираться правой рукой, потому что ею накладывают тфилин; по этой же причине запрещено пользоваться средним пальцем левой руки, так как вокруг него обматывают ремень тфилин. Левша должен пользоваться правой рукой.
Выйдя из туалета, нужно омыть руки и произнести благословение «Ашер Яцар» (его необходимо произносить каждый раз после отправления естественных надобностей и последующего за ним омовения рук). Если человек забыл произнести это благословение, то в следующий раз, когда он выйдет из туалета, ему достаточно произнести это благословение только один раз.
Что делать, если нет воды для омовения рук после туалета? Если человек дотронулся до тела, очищает руки любым очищающим материалом и благословляет. Если не дотронулся до тела — может благословлять, не очищая рук.
Тот, кто принял слабительное, не должен произносить благословение «Ашер Яцар» каждый раз после посещения туалета — это следует сделать лишь один раз, по окончании действия лекарства.
Мишна Брура (4:40) упоминает, что с посещением туалета имеется еще одна проблема: там есть руах ра (ритуальная нечистота). Поэтому даже если человек просто зашел в уборную, не используя ее по прямому назначению, ему необходимо омыть руки. Современные галахические авторитеты обсуждают вопрос, имеет ли уборная сегодня такой же статус в отношении руах ра, как уборная во времена Талмуда (Хазон Иш 17:4, Минхат Ицхак 1:60) — ведь теперь их строят иначе.
Тем не менее, желательно сделать омовение рук после того, как заходили в уборную, даже если руки остались чистыми. Но поскольку это не является прямой обязанностью, в случае необходимости разрешено облегчить соблюдение закона и не мыть руки (Алихот Шломо 20:24).
Пользование туалетом в субботу [↑]
Использование самого унитаза в субботу не отличается от обычного, и нет проблем со смыванием воды из бачка или из ведра. А вот туалетную бумагу в шаббат рвать нельзя, так как нарезание чего-либо на части нужного размера — это один из 39 видов запрещённых в шаббат действий, мехатех.
Нельзя рвать бумагу любым способом, не важно, по перфорации или нет. Необходимо заранее нарезать туалетную бумагу, а удобнее всего использовать готовые салфетки. Желательно перед субботой открыть пачку, но если забыли это сделать, то следует разорвать упаковку таким образом, чтобы она стала непригодной к употреблению.
Если оказалось, что нет подготовленной бумаги, то можно использовать любую чистую бумагу (если на ней что-нибудь нарисовано или написано, то использовать её нельзя, так как рисунок или надпись сотрётся). Если же нет и такой возможности, то можно порвать туалетную бумагу нестандартным способом, например, зажав бумагу в локтевом суставе.
Туалетные вопросы и молитва [↑]
Сказано в Писании: «Храни ноги твои, когда идешь в дом Б-га», и «ноги» в данном случае — это те отверстия тела, которые расположенные возле ног. Поэтому перед молитвой человек должен проверить себя, нужно ли ему в туалет. И если он чувствует, что такая необходимость есть — ему запрещено молиться и повторять слова Торы.
Если уж случилось так, что человек прочел молитву, когда ему нужно было в туалет — если он сочтет, что во время молитвы хотел в туалет не настолько, чтобы не быть в состоянии потерпеть время, необходимое для прохождения одной парса (то есть 72 минуты), его молитва ему засчитывается. А если нет, то, даже если он уже помолился, его молитва не засчитывается и он должен молиться еще раз.
Есть мнение, что если человек может потерпеть 72 минуты, ему даже разрешено начать молиться. И можно положиться на это разрешение в том случае, если он понимает, что, пока он будет ходить в туалет, пройдет время молитвы.
Однако, если в начале ему совсем не хотелось, а потом, посреди «Шмонэ Эсрэ», он почувствовал, что ему нужно в туалет (неважно, для какой конкретно надобности), ему следует сдерживаться до окончания «Шмонэ Эсрэ», насколько это только возможно, вплоть до слов: «…благословляющий миром народ Свой, Израиль!»
Здоровье и пищеварение [↑]
Творец вложил в живые существа естественное тепло, которое поддерживается с помощью еды, которую человек ест. Питательные вещества, содержащиеся в еде, потребляют все органы тела человека, и ими поддерживается его жизнь; а шлаки, то есть ненужные части еды, выводятся наружу. И об этом мы говорим в благословении «Ашер Яцар»: «…дела Которого чудесны» — о том, что Святой, благословен Он, встроил в природу человека способность отделять полезные компоненты еды, а если бы остались они внутри, стали бы гнить, что привело бы к болезням.
Поэтому в наибольшей степени здоровье и болезнь тела зависят от переваривания и усваивания пищи: если усвоение происходит легко и правильно, тогда человек здоров; но, если процесс усвоения нарушен, тогда человек слабеет, и его жизнь подвергается опасности.
Если человеку нужно выполнить естественные надобности, не следует терпеть даже минуты; и человеку не следует начинать есть, не убедившись очень тщательно, что ему не нужно в туалет.
Человеку всегда следует стараться, чтобы его кишечник был несколько расслаблен, чтобы его состояние было несколько близко к поносу. И это — очень важное правило в медицине: всегда, когда стула нет или он затруднен, приходят тяжелые болезни. И поэтому, когда человек видит, что его кишечник ослаб и лишился силы, позволяющей выводить экскременты наружу — необходимо проконсультируется с врачами, которые порекомендуют, как расслабить кишечник (рекомендация будет зависеть от возраста и состояния здоровья).