Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Составление мишны, барайты и мидрашей

Мишна и другие книги танаев

Устная Тора

Величайшей заслугой раби Йеуды Анаси перед еврейским народом является собирание и окончательное редактирование Мишны, Мишна состоит из основных положений Устной Торы, полученной Моше Рабейну на горе Синай, а также включает в себя постановления мудрецов, руководивших еврейским народом до раби Йеуды.

Основы Мишны были заложены еще членами Большого Санхедрина Пока Санхедрин заседал в Храме, там принимались решения по всем вопросам, не имеющим до того окончательного алахического решения. После войн, обрушившихся на Эрец Исраэль и помешавших деятельности Санхедрина, остались некоторые нерешенные вопросы. В процессе их обсуждения возникли алахические споры. С Гилеля и Шамая начинается эпоха танаев, занимавшихся аргументацией алахических решений предшествующих поколений, а также решением новых проблем в традициях своих учителей. Между Гилелем и Шамаем существовали разногласия лишь по трем вопросам. В то время еще было возможно приходить к единым решениям, принимаемым большинством Санхедрина. Члены Санхедрина, имевшие в процессе обсуждения другие точки зрения, после голосования присоединялись к мнению большинства в соответствии с заповедью Торы «следовать за большинством». Когда положение евреев ухудшилось, стало трудно передавать знания от одного поколения мудрецов другому. Возникли алахические споры, разрешить которые так и не удалось. Положение еще более усугубилось во время войны, в результате которой был разрушен Храм. Последователи Шамая и Гилеля расходились уже по 318 вопросам. Несмотря на то, что Санхедрин в Явне установил правило: «Во всех случаях принимается точка зрения школы Гилеля, кроме восемнадцати исключений», — мудрецы продолжали изучать и мнения школы Шамая. Дело в том, что изучение разногласий двух школ позволяло лучше разобраться в тонкостях алахи.

От Явне до завершения Мишны

Среди мудрецов Явне существовали разногласия по поводу трактовки мнений их учителей и по другим вопросам. Нестабильное положение в стране не позволило Санхедрину оставаться в Явне, и он переезжал с места на место. В этих условиях было сложно формулировать четкие алахические решения. Воспитанники бейт мидрашей изучали мнения раби Элиэзера, раби Йеошуа, раби Акивы. Восстание Бар Козевы (Бар Кохбы) и римские декреты, последовавшие после подавления восстания, прекратили, по существу, передачу традиций из поколения в поколение. Даже тогда, когда собрались лишь ученики раби Акивы, выяснилось, что среди них также существуют разногласия в трактовке мнений их учителя.

Еще раби Акива начал составлять Мишну, полагаясь на традиции своих учителей — раби Элиэзера и раби Йеошуа. Его ученик, раби Меир, продолжил дело учителя и кратко сформулировал многие положения Мишны. Основываясь на его формулировках, раби Йеуда Анаси составил окончательный вариант Мишны. Он лишь добавил к ним мнения других учеников раби Акивы. Раби Йеуда Анаси записал Мишну в чрезвычайно лаконичной форме. Он сделал это для того, чтобы ученики смогли выучить всю Мишну наизусть, не испытывая при этом больших затруднений. Различные мнения в Мишне поясняли причины, которые привели мудрецов к тому или иному заключению. Раби Йеуда Анаси также включил в Мишну и свои мнения.

Мудрецы, которые учились в бейт мидраше Раби, — были последним поколением танаев. Они собирали мнения предшествующих поколений и дополняли ими Мишну Работа по отделке Мишны продолжалась учениками Раби и после его смерти.

Мишна написана на иврите, который немного отличается от языка Танаха. Так разговаривали мудрецы в эпоху Раби. Сам Раби старался говорить только на иврите, не допуская примеси арамейского языка, повсеместно распространенного в то время. В тексте Мишны лишь изредка встречаются арамейские идиомы.

Шесть частей Мишны

Мишна делится на шесть частей. Каждая из них делится на трактаты. Трактаты — на главы, главы — на отдельные законы, каждый из которых также называется мишна. Сокращенно вся Мишна называется Шас — Шиша Сидрей (шесть частей). В свою очередь, каждая из шести частей имеет название: Зераим (Посевы), Моэд (Время), Нашим (Женщины), Незиким (Ущербы), Кодашим (Святыни), Тоарот (Чистоты).

Раздел Зераим (Посевы) — включает законы, связанные с земледелием и урожаем. Раздел Моэд (Время) — содержит законы Шабата, праздников и других постоянных дат еврейского календаря, раздел Нашим (Женщины) — законы об обручении, разводе и т. д., раздел Незиким (Ущербы) — законы, регулирующие имущественные отношения между людьми, и законы судопроизводства, раздел Кодашим (Святыни) — законы жертвоприношений, раздел Тоарот (Чистоты) — законы ритуальной чистоты.

В каждом трактате Мишны помещены законы, выходящие за рамки тематики данного трактата. Их место в Мишне определяется внутренней ассоциативной связью с другими законами трактата.

Барайты и мидраши танаев

Не все законы, составленные предыдущими поколениями, внес Раби в окончательную редакцию Мишны. Мишна составлялась для заучивания наизусть, поэтому Раби выбирал наиболее краткие, а также связанные в логическую или мнемоническую цепи формулировки закона. Однако при объяснении положений Мишны Раби пользовался этими «невключенными», т. е. оставшимися «вне» Мишны, законами. Такие законы называются Барайтот (на арамейском языке барайта — внешняя). Они также были собраны и упорядочены. Наиболее известный сборник таких законов — Тосэфта (дополнение к Мишне) — составлен раби Хией и раби Ошеа.

Мидраши танаев также представляют собой барайты (т. е. положения, не вошедшие в Мишну). Из поколения в поколение передавались объяснения мудрецов о связи Устной и Письменной Торы, также данные евреям на горе Синай. Каждая книга мидрашей относится к одной или нескольким книгам Пятикнижия: к ШмотМехильта, к Ваикра — Торат коаним или Сифра, к Бемидбар и Дворим — Сифри. Перечисленные мидраши содержат в основном алаху, однако нередки в них и агадические толкования.

Один из танаев — раби Йоси — написал книгу Седер Олам, где он собрал даты важнейших событий от Сотворения Мира до конца эпохи преследований евреев императором Адрианом.

Печатается с разрешения издательства «Швут Ами»


Глава начинается с описания тех повелений, которые Всевышний дал Моисею и Аарону после смерти двух старших сыновей Аарона. Читать дальше

Описание служения первосвященника в Йом Кипур

Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Служение, которое в этот день проводилось в Храме, подразделялось на три вида. Первый — это те жертвоприношения, которые делаются и в любой другой день: два ягненка, приносимых в постоянную жертву, утром и после полудня. Второй — дополнительные жертвы этого дня, то есть, «один бык, один баран, ягнят годовалых беспорочных — семь, и один козел в жертву хатат ».

«Ахарей мот» («После гибели»)

Рав Бенцион Зильбер

Материалы рассылки за 5765 год

На тему недельной главы, Ахарей мот—Кдошим 1

Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»

«Слова мудрецов в спокойствии слышнее, чем крик правителя…», — учил царь Соломон (Экклезиаст 9:17). Слова, произнесенные в спокойствии, лучше воспринимаются людьми, — поясняет Раши. — … Слова Моисея приняты евреями и сегодня, а указы правителей не исполняются.

Ахарей мот. С ног на голову

Рав Бенцион Зильбер

Глава «Ахарей мот» излагает правила священнослужения в Храме в Йом-Кипур. Заключительная часть главы содержит указания относительно запрещенных половых связей.