Оглавление
Иудейская пустыня — область Земли Израиля, находящаяся между Иудейскими горами и Мертвым морем, к востоку от городов Иерусалим, Бейт Лехем и Хеврон. Это холмистая местность, спускающаяся с высоты 400 м над уровнем моря до минус 400 м (глубина впадины, в которой находится Мертвое море). Здесь выпадает очень мало осадков. Большую часть года Иудейская пустыня имеет безжизненный вид, и только весной она расцветает и зеленеет.
В течение веков Иудейская пустыня была местом убежища для повстанцев и преследуемых, пристанищем для отшельников и кочевников. Сейчас здесь живут бедуины, ведущие преимущественно кочевой образ жизни и занимающиеся скотоводством. После Шестидневной войны здесь также были основаны еврейские поселения.
Природные условия [↑]
Пустыня представляет собой холмистую местность — как бы полосу шириной примерно 20 км, протянувшуюся с севера на юг и зажатую между Иудейскими горами и Мертвым морем, также расположенными в меридиональном направлении. С запада на восток (т.е. по своей ширине) Иудейская пустыня спускается с высоты 400 м (а иногда и выше) над уровнем моря до минус 400 м (глубина впадины, в которой находится Мертвое море). Здесь выпадает очень мало осадков. Большую часть года пустыня имеет безжизненный вид, и только весной она расцветает и зеленеет. Зимой, в период дождей, ее ущелья наполняются бурлящими потоками. Здесь протекает несколько ручьев, впадающих в Мертвое море (Нахаль Давид, Нахаль Аругот, Нахаль Прат), а также пробиваются из-под земли источники, такие как Эйн Прат, Эйн Мабуа и Эйн Кельт на севере и Эйн Бокек на юге пустыни. Вблизи этих мест находятся оазисы с богатой растительностью и животным миром — так, здесь часто встретишь даманов и горных козлов. Один из оазисов, вокруг которого сейчас создан обширный заповедник, называется Эйн Геди — дословно «Козлиный источник».
Для сбора дождевой воды в Иудейской пустыне издавна строили водосборники — вырытые в земле ямы большого размера с узким входом, изнутри вымазывавшиеся глиной, чтобы вода не уходила. Этой водой можно пользоваться в течении года, когда осадки не выпадают.
Иудейская пустыня — пограничная область Земли Израиля [↑]
После завоевания евреями Страны Израиля Иудейская пустыня отошла к колену Йеуды и — отчасти — к колену Биньямина. Когда после смерти царя Соломона (Шломо) объединенное еврейское царство разделилось на южное Иудейское (со столицей в Иерусалиме) и северное Израильское, территория Иудейской пустыни вошла в состав южного царства — Иудеи. Пустыня прилегала к восточной границе Земли Израиля, поэтому в разные века здесь возводили крепости для защиты и устрашения врагов. Так, один из самых сильных царей Иудеи Иеhошафат укреплял таким образом свои границы. Впоследствии Иудея была завоевана вавилонянами, Иерусалим и Первый Иерусалимский Храм разрушены, а евреи угнаны в плен.
Восстановление пограничных укреплений относится уже к эпохе Второго Храма, после того как евреи возвратились из 70-летнего Вавилонского изгнания и отстроили Иерусалим.
Греко-сирийский император Антиох хотел заставить весь народ эллинизироваться, осквернил Иерусалимский Храм, поставив там статую греческого божества и принеся ему жертву. Но пять братьев из семьи первосвященника Матитьягу бен-Йоханана Хашмоная (Хасмонея) организовали и возглавили восстание. Одержав победу, евреи общими усилиями очистили Храм и освятили его. Позже Хасмонеи установили свою династию и около 80 лет правили еврейским народом независимо.
В это время было основано семь крепостей на восточной границе Иудеи (Израильского царства в те времена уже давно не существовало: его жители были выселены из Эрец Исраэль ассирийцами еще до вторжения вавилонян). Крепость нередко служила Хасмонейским царям и дворцом-резиденцией, и местом хранения сокровищ. Наиболее известные из них — Сартаба (или Александрион, построена Александром Янаем и названная, вероятно, в честь его жены Шломит (Саломеи)-Александры), Гиркания (построена А.Янаем или его отцом Йохананом Гирканом) и Масада. Хасмонейские крепости были позднее достроены Иродом, который воздвиг также известный дворец-крепость Иродион (см. статью Масада на сайте в разделе Темы, фотоматериалы А.Коэна о крепостях Сартаба, Гиркания и Иродион).
Убежище для повстанцев и преследуемых [↑]
На протяжении веков Иудейская пустыня привлекала к себе преследуемых и повстанцев. Будущий царь Давид спасался здесь от мести своего тестя царя Шауля (Саула); в память об этом имя Давида носит один из ручьев, текущих по пустыне и впадающих в Мертвое море.
В период Иудейских войн, после разрушения Иерусалима римлянами евреи бежали в крепость Масаду, находившуюся на неприступной скале. В 72 г. н.э. римляне осадили крепость (до сих пор сохранились очертания лагерей, стоявших у ее подножия). Чтобы не попасть в рабство, защитники крепости покончили самоубийством. Сейчас Масада — один из самых впечатляющих исторических памятников Израиля (см. об этом материалы на сайте).
В пещерах Иудейской пустыни также спасались участники восстания Бар-Кохбы (132-135 гг н.э.) после падения крепости Бейтар. В одной из пещер археологи нашли большую братскую могилу, в которой были погребены мужчины, женщины и дети. Ее обитатели погибли от голода и жажды, но так и не сдались римлянам.
Гора Азазель [↑]
Во времена Храма в Судный день (Йом Кипур) существовала процедура принесения в жертву двух совершенно одинаковых козлов.
Кидался жребий, и один из них возносился на жертвеннике, а второго — т.н. КОЗЛА ИСКУПЛЕНИЯ — уводили на восток, в Иудейскую пустыню, и скидывали с огромной скалы, «посылая к Азазелю». Азазель — так называлась скалистая гора, с которой и сбрасывали козла отпущения.
Эта гора существует и сейчас. Один из ее склонов пологий, а второй представляет из себя обрыв большой высоты (см. фоторепортах о горе Азазель на сайте).
Ущелье Прат — вади Кельт [↑]
Северную часть пустыни пересекает длинное и глубокое ущелье Прат (по арабски — вади-Кельт; сейчас здесь создан заповедник). Оно начинается у северо-восточных окраин Иерусалима на склонах горы Бейт-Эль, а заканчивается около города Иерихона. Длина ущелья 28 км, а перепад высоты — более 650 м. Крутые скалистые обрывы сохранили первозданный пейзаж пустыни, а внизу, в глубоких каньонах, пробиваются три обильных источника — Эйн-Прат, Эйн-Мабуа и Эйн-Кельт.
С древних времён здесь проходила дорога, которая соединяла Иерусалим с Иерихоном. Внизу ущелья были построены акведуки, которые собирали воды источников и подводили их к дворцам Хасмонеев и царя Ирода, а также к сельскохозяйственным плантациям в Иорданской долине, около Иерихона. В начале 20-го века англичане построили водонапорные установки, которые доставляли воду в Иерусалим. В настоящее время ими уже не пользуются (про ущелье Прат см. материалы на сайте).
Пророк Ирмияу в ущелье Прат [↑]
Ущелье Прат связано с именем еврейского пророка Ирмияу (Иеремии). Он вырос в городе коэнов (священников) Анатот, в уделе колена Биньямина. Сейчас на этом месте находится арабская деревня Аната, сохранившая древнее название. Отсюда начинается один из притоков ущелья Прат.
Однажды Вс-вышний приказал пророку купить льняной пояс и одеть его на себя, а затем повелел спуститься к Прату и спрятать его там, в расщелине скалы. Через некоторое время Ирмияу было приказано вернуться, и он увидел, что пояс истлел. Этот пояс символизировал еврейский народ, связанный тесными узами со Вс-вышним. Однако евреи отошли от своего предназначения, пошли за чужими богами и обычаями, и за это их ожидало наказание — разрушение Храма и Вавилонское изгнание.
Кумранские свитки[↑]
В ущелье Кумран, недалеко от Мертвого моря, в конце сороковых годов 20 века бедуины обнаружили сотни свитков Торы и других рукописей — т.н. «Кумранские свитки».
Они были спрятаны в пещерах в глиняных сосудах и сохранились благодаря особому, очень сухому климату Иудейской пустыни.
Здесь был также найден до сих пор нерасшифрованный Медный Свиток, в котором перечислены зарытые в землю сокровища Второго Иерусалимского Храма.
В настоящее время они находятся в Музее Книги в Иерусалиме. К сожалению, это один из тех недопустимых случаев, когда святые тексты (свитки Торы), пусть даже и представляющие историческую ценность, превращены в музейный экспонат и хранятся и используются не так, как им подобает.
Население Иудейской пустыни[↑]
После разрушения Второго Храма и подавления восстания Бар-Кохбы евреи на протяжении многих веков не селились в этих местах. В византийский период пустыню облюбовали христианские отшельники, а позднее арабские кочевые племена, которые живут здесь и в настоящее время.
Только после Шестидневной войны, когда эти территории отошли к Израилю, были основаны еврейские поселения — Маале Адумим, Нокдим, Маале Рехавим, Маале Амос (названное так по имени жившего здесь пророка Амоса), Мецукей Драгот, Эйн Геди, Алон и др.