Темы: Цдака, Чтение Торы, Синагога, Маасер, Рав Яков Шуб
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныШалом рав! Вопрос простой, можно ли купить выход к Торе (алию) за деньги маасера (десятины), которые я намереваюсь передать синагоге, в которой молюсь? Или маасер — маасером, а выход к Торе — отдельная статья?
Большое спасибо за Ваш вопрос. Разрешено заплатить за то, что Вам дали алию (вызвали к Торе) из денег маасэра (десятины), при условии, что Вы решили так сделать прежде, чем купили ее.
На самом деле здесь два вопроса.
1. Разрешено ли давать деньги маасэра на синагогу?
2. Если разрешено, можно ли использовать эти деньги, чтобы купить себе алию?
Рассмотрим коротко данные вопросы.
1. Изначально деньги маасэра предназначены для поддержки малоимущих нуждающихся людей (Рамо, Йорэ Дэа 249:1). Если они также изучают Тору, то использование денег маасэра для их поддержки является еще лучшим выполнением заповеди. Однако существует мнение, что разрешено использовать деньги маасэра на выполнение каких-либо иных заповедей (Шах 249:1, Таз 249:1). Для того чтобы стимулировать людей к выполнению заповедей. В наше время обычно «облегчают» выполнение закона и разрешают поступать в соответствии со вторым мнением, т.е. использовать деньги маасэра на выполнение различных заповедей.
Необходимо отметить: разрешено использовать деньги маасэра только на выполнение тех заповедей, который человек выполняет по собственному желанию, а не на те заповеди, который он обязан выполнять в любом случае. Соответственно, запрещено использовать деньги маасэра на покупку тфиллина, талита, суки, мацы, четырех бокалов вина в Песах и т.п. Причина: человек обязан выполнять данные заповеди, поэтому, когда он использует на них деньги маасэра, получается, что он как бы использует деньги маасэра на покрытие своих долгов. А это запрещено. Однако если человек сам является малоимущим, то ему разрешено использовать деньги маасэра также на выполнение тех заповедей, которые он обязан выполнять в любом случае (Минхас Йицхок 8:82). Получается, что разрешено использовать деньги маасэра на поддержание синагоги, поскольку это не является заповедью, которую человек обязан выполнять в любом случае, и, как было сказано выше, в наше время обычай — разрешать использовать деньги маасэра на выполнение заповедей.
2. Разрешено купить алию на деньги маасэра, предназначенные для поддержания синагоги. И нет проблемы в том, что человек получает выгоду и удовольствие от денег маасэра, т.к., в принципе, каждый раз, когда он дает деньги маасэра на что-либо, он получает своего рода выгоду: ему благодарны и т.п. (Таз 249:1).
Однако необходимо чтобы человек решил для себя, что собирается купить алию на деньги маасэра, прежде, чем начнёт торговаться. Если он решил заплатить за алию из денег маасэра уже после того, как купил ее, то получается, что он использует деньги маасэра на покрытие своих долгов, что запрещено, как было сказано выше.
С уважением, Яков Шуб
Читайте:
Тора
Чтение Торы
Тема Деньги и денежные отношения в иудаизме
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
Быть вызванным к Торе считается почетом
Рав Яков Шуб
В конце дней людям тоже придется ходить на работу?
Рав Берл Набутовский
Расскажите мне о структуре синагоги
Рав Реувен Пятигорский
Какой смысл, согласно Торе, в богатстве?
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
Бейт-Кнесет
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
Помощь нуждающимся
Рав Моше Пантелят,
из цикла «Отделение десятины от дохода — Маасер ксафим»
Рав Зеев Гринвальд
Посты, общие для всего еврейского народа
Рав Бенцион Зильбер
Правда, что во времена Храма было три десятины?
Рав Исроэль-Меир Лау
Рош аШана 2023: праздник начинается 15 сентября с заходом солнца и длится два дня
Рав Яков Шуб
Говорят, она остается некоторое время на земле. Это правда или вымысел?
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
Сегодня габай — должность общественная
Рав Моше Пантелят,
из цикла «От Синая до наших дней»
Передача Устной Торы от Гилеля до раби Йегуды Анаси.
Рав Моше Пантелят,
из цикла «От Синая до наших дней»
Структура Мишны и цепочка передачи Торы от Синая до раби Йегуды Анаси.
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Великие раввины»
Реувен Пятигорский о рабби Шимоне бар Йохай
Рав Александр Кац,
из цикла «Еврейские мудрецы»
Биография прославленного чудотворца и праведника.
Рав Моше Пантелят,
из цикла «От Синая до наших дней»
Первая попытка записи Устной Торы.
Рав Цви Вассерман
Из лекции, прочитанной на подпольном семинаре по иудаизму в Ленинграде.
Рав Александр Кац,
из цикла «Еврейские мудрецы»
Глава мудрецов в период после разрушения Второго Храма
Рав Гедалия Шестак,
из цикла «Еврейская история со времен постройки второго Храма»
Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»
Составление мишны, барайты и мидрашей
Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»
В 3898 (138) году, после смерти Адриана римским императором стал умеренно настроенный Антонии Пий (Пий Благочестивый). Преследования евреев постепенно прекратились
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Великие раввины»
Раби Меир, известный как Бааль Анес (Чудотворец) — величайший мудрец эпохи Мишны
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Великие раввины»
Великий мудрец и учитель, начал учиться в 40 лет и достиг невиданного уровня и величия в Торе.