Шалом — это и приветствие, и напутствие, и одно из Имён Вс-вышнего. С иврита слово «шалом» переводят как «мир», но оно также означает полноту и цельность.
Оглавление
Настоящий шалом [↑]
Шалом — это мир: мир как между двумя странами, супругами, друзьями, так и состояние внутреннего душевного мира и покоя, цельности, баланса.
Корень слова шалом — это шин-ламед-мем, ש.ל.ם, и значение этого корня: полнота, наполненность, совершенство. Также оно связано и с понятиями безопасности и здоровья.
Шалом — это очень глубокое духовное понятие и является одним из имён Всевышнего. Книга Йецира построена на системе взаимоотношений трех кардинальных понятий: «шалом — ѓод — нешама» (совершенство — величие — душа). Ими определяется вся организация вселенной и человека, а единство всей этой организации — Творец.
Эти три понятия являются различными проявлениями одной сущности, а именно — власти Вс-вышнего над сотворенным миром. Проявление этой власти в категории «шалом» сравнивается с Царём на троне (в категории «ѓод» — с Царём в государстве и в категории «нешама» — с Царём на войне).
В каждом человеке присутствует духовная составляющая, материальная составляющая и то, что их объединяет. Говорится в Талмуде, что цель существования человека — мир (шалом), совершенство (шлемут) мироздания, а основная сущность человека проявляется в соединении высших и низших миров.
Рамбам приводит следующую фразу: «Велик мир, ибо вся Тора дана ради того, чтобы привести мир в этот мир, как сказано: “Пути ее — пути добра, и все тропы ее — мир”». Об этом стихе Рамбам говорит следующее: если перед нами стоит выбор из двух заповедей, одна из которых приводит к миру, а вторая такого достоинства не имеет, мы должны выбрать ту, которая приносит мир.
Шалом между людьми — этой теме в еврейской Традиции уделяется огромное значение. Существует понятие даркей шалом (пути мира). Важная заповедь — поддерживать хорошие отношения со всеми окружающими: с соседями, сотрудниками по работе и т. д. Это — часть проявления имени Всевышнего Шалом.
В еврейском понимании семьи, у супругов должны быть общие цели и ориентиры, что приведет к появлению между ними эмоциональной связи. Эту мысль подтверждает и использование мудрецами термина шлом-баит, которым они описывают счастливые семьи. Шалом в отношениях между мужем и женой является необходимым базисом, который будет способствовать достижению супругами общих жизненных целей.
Когда говорят «шалом» [↑]
Мудрецы постановили приветствовать друг друга словом «Шалом» (мир). Несмотря на то, что это слово считается одним из Имен Творца, приветствовать в такой форме не запрещено. Встречаясь с мудрым человеком, это приветствие повторяют дважды: «Шалом-шалом».
Часто используют слово «шалом» и прощаясь с кем-то, напутствуя его. Также и попрощавшись навсегда, об умершем праведном человеке говорят: «мир с ним» (алав а-шалом). Этим мы подразумеваем, что покойный находится на высокой ступени духовного совершенства и покоится в мире, будучи навечно связан со Вс-вышним.
Мы просим «шалом» в своих ежедневных молитвах — например, в молитве «Амида». Кстати, в Гемаре мы находим: Почему установили благословение «Сим шалом» (Дай мир) после благословения коэнов в молитве Шмоне Эсре? Написано: «И расположат Мое Имя на сынах Израиля, и Я их благословлю». А благословление Всевышнего — мир, как сказано: «Г-сподь благословит Свой народ миром».
Мир, являющийся орудием и возможностью существования благословения, конечной целью ее сущности, и сам является благословением.
Также мира мы просим и отправляясь в дорогу — в «Дорожной молитве»: «Да будет Твоя воля, Ашем, наш Б-г и Б-г наших отцов, вести нас мирным путем, направить наши шаги мирной стезей, проложить нам благополучную дорогу и привести нас к цели нашего путешествия для жизни, радости и мира (и, если собираемся в тот же день вернуться назад, добавляем: и возвратить нас с миром)».
Раз в неделю, собравшись за субботним столом, еврейские семьи поют гимн «Шалом Алейхем», символически приветствуя двух ангелов служения — доброго и злого, — которые сопровождают каждого еврея на пути из синагоги домой.
Когда не говорят «шалом» [↑]
В туалете, бане и других подобных помещениях запрещается не только говорить, но и думать о чем бы то ни было, связанном со святостью. Все это относится также ко всем грязным местам вне дома — например, к переулкам, где можно наткнуться на нечистоты. И также нельзя во всех этих местах говорить товарищу «Шалом» («мир»), поскольку «Шалом» — это имя Вс-вышнего: «И назвал Его: Б-г Шалом (то есть “Б-г мира”)».
Обратиться в бане по имени к человеку, которого зовут Шалом, некоторые запрещают, а некоторые разрешают, поскольку обращающийся не имеет в виду значения слова, а только имя человека; и есть обычай разрешать это, но боящийся Б-га воздержится.
Нельзя приветствовать словом «шалом» людей, которые находятся в трауре. В некоторых общинах это правило действует даже в шабат, когда обычаи траура не соблюдают прилюдно.
До утренней молитвы не приветствуют друг друга словом «шалом». Недопустимо приветствовать других Именем Творца, не обратившись прежде к Нему со словами молитвы. Но разрешается сказать: «Доброе утро!»
Также не приветствуют друг друга словом «шалом» Девятого Ава, поскольку это день скорби для всего еврейского народа. Но разрешается ответить на приветствие человека, который не знаком с этим законом.
К скорбящему не обращаются со словом «Шалом!», ведь оно указывает на совершенство, и поэтому неуместно использовать это приветствие, когда человек страдает и переживает расставание с близкими. Сам скорбящий тоже не говорит другим «шалом» во время траурной недели.
* * *
Недаром именно словом «шалом» евреи приветствуют друг друга еще с талмудических времен. В этом слове заключается не только пожелание мира, здоровья, процветания, гармонии и полноты жизни. Шалом — это основа мира и основа человеческого существования, в котором раскрывается Единство Творца.