Темы: Цдака, Маасер, Рав Бенцион Зильбер, Трумот и маасрот
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныВопрос к р. Бенциону Зильберу. Хаг самеах. Скажите, пожалуйста, каков точно закон относительно десятины. Нужно ли сейчас отдавать десятину, с каких именно доходов и т.д.? Правда, что во времена храма было три десятины? Сколько их сейчас? Куда и кому ее лучше отдавать? И в каких еврейских книгах об этом подробно написано (на любом языке)? Тода раба. К.
Уважаемый К.!
В еврейском народе принято выделять десятую часть доходов на нужды бедных. Тора обязала нас помогать бедным — Дварим 15; 7,8: «Если же будет у тебя нищий кто-либо из братьев твоих, в одном из врат твоих в земле твоей, которую Господь, Б-г твой, даёт тебе, то не ожесточи сердца твоего и не сожми руки твоей перед нищим братом твоим; Но открой (букв. “открыть — открой”) ему руку свою и дай ему взаймы по мере нужды его, в чём он нуждаться будет».
Поясним два понятия — цдака и маасэр. Цдака — это деньги, выделяемые на помощь бедным, помогать которым Тора, как мы видим, велит каждому еврею. Маасэр (десятина) — это цдака в размере десятой части заработка. В своде еврейских законов Шульхан Арух (Йорэ Дэа 249) сказано: «Сколько выделяют на цдаку? Если рука человека достаёт (т.е. если его доходы позволяют) — то по потребностям бедных. А если человек не имеет такой возможности, самым лучшим исполнением заповеди является отделение пятой части заработка. Десятая часть заработка — “среднее качество”. Меньше этого — “плохой глаз” (т. е. такой человек скуп)».
Принято выделять на цдаку маасэр, то есть, десятую часть доходов. Хафец Хаим пишет, что тот, кто начинает отделять десятину, должен делать это, не принимая на себя обет. То есть, произносить бли нэдер («без обета»). Это необходимо делать для того, чтобы если человек по какой-то причине не сможет отделить десятину, он, не дай Б-г, не нарушил обет. Желательно также завести тетрадку для «бухгалтерии» и указывать в ней ежемесячные доходы и размер цдаки.
Есть люди, которые отделяют пятую часть доходов на цдаку. Есть также люди, которые готовы давать больше маасэра, но не готовы давать пятую часть. Хафец-Хаим отмечает, что в этом случае самое лучшее для этих людей — считать, что они точно отделяют маасэр, а остальную сумму дают в качестве цдаки. То же самое он пишет о тех, кто жертвует пятую часть: пусть такие люди считают это десятиной и еще одной десятой частью.
Во времена Храма от плодов земли выделяли:
Так поступали в первый, второй, четвёртый и пятый год после шмита.
В году шмита вообще не было отделения трумот и маасрот, т.к. плоды никому не принадлежат — эфкер, а от эфкер не надо отделять трумот и маасрот.
В третьем и шестом году после года шмита вместо маасэр шейни, который сам хозяин ел в Иерусалиме, отделяли другой маасэр — маасэр ани — десятину для бедных.
В целом выходило:
Всё вместе — 2+9,8+8,82=20,62% от всех плодов.
Прибавим к этому, что от многих видов плодов отделялась пеа — край поля оставляли несжатым. Оставляли приблизительно 1/60.
С уважением, Бен-Цион Зильбер
Рав Моше Пантелят,
из цикла «Отделение десятины от дохода — Маасер ксафим»
Рав Моше Пантелят,
из цикла «Отделение десятины от дохода — Маасер ксафим»
Рав Бенцион Зильбер
Рав Бенцион Зильбер
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
Помощь нуждающимся
Рав Реувен Пятигорский
Какой смысл, согласно Торе, в богатстве?
Рав Цви Патлас
Мудрецы назвали три главных качества еврейского народа: «байшаним, рахманим вэгомлей хасадим», то есть «скромные, милосердные и делящиеся всем, что имеют, безвозмездно».
Рав Бенцион Зильбер
Давид Россоф,
из цикла «Наш наследный удел»
Отделение десятин призвано напоминать нам о долге подчинять все действия и помыслы выполнению тройной задачи, предписаной Самим Всевышним
Рав Лейб-Нахман Злотник
Рав Лейб-Нахман Злотник
Рав Элиэзер Вольф,
из цикла «Кашрут в некашерном мире»
Купили израильские апельсины...
Рав Бенцион Зильбер
Ханаья, Мишаэль и Азарья были готовы к мучительной смерти. Благодаря чуду они остались живы, а их поступок стал ярчайшей иллюстрацией «кидуш а-Шем», Освящения Имени Творца.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Если человек постоянно занят Торой и вежлив с людьми, его будут уважать и хвалить. Кроме соблюдения заповедей Творца, надо быть деликатными с людьми.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Эмор» из книги рава И. Зильбера «Беседы о Торе»
Хава Куперман,
из цикла «Недельные главы Торы (Пятикнижие Моисея)»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей о недельной главе Торы.
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам журнала «Исток»
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Правильно и праведно переданная Мудрость возвращается к своему источнику, успев усилиться и обогатиться благодаря еще одному произнесению, еще одному выходу в мир.
Рав Элиягу Вугенфирер,
из цикла «Недельная глава Торы»
Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»
Коментарии к недельной главе Льва Кацина