Темы: Наказание, Раскаяние, Тшува, Грех, Милосердие, Отношения с родителями, Суд, Отношения с внуками
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныУв. рав, правда, что за грехи родителей расплачиваются дети? Галина
Здравствуйте, Галина!
Вы затронули очень важную тему — тему наказания. Одна из основ нашей веры, сформулированных Рамбамом, гласит: «Я верю полной верой, что Творец, да будет Его имя благословенно, воздает добром тем, кто исполняет Его заповеди, и наказывает тех, кто преступает Его заповеди».
Неверно думать, что Б-г забывает о наших проступках. Рамхаль пишет в своей книге Месилат Йешарим о том, что ни один, даже самый малый проступок не может остаться без наказания. Вы спросите: что же такое Б-жественное милосердие и в чем оно проявляется?
Безусловно, милосердие играет важнейшую роль, но оно не отменяет наказания, а дополняет его. Ведь мера суда требует, чтобы преступник был наказан сразу, без промедления и чтобы наказание было по всей строгости, без малейшей возможности исправить грех.
Но, проявляя Свое милосердие, Всевышний не торопится наказать преступника, а терпеливо ждет, пока тот осознает свою неправоту и раскается (совершит тшуву). И тогда он будет совершенно чист перед Б-гом, как будто ничего не произошло. Но, даже если Б-г посылает наказание, то — не в полную силу, Он принимает во внимание все смягчающие обстоятельства.
Вот описание «механизма» такого Б-жественного милосердия. Говорит Тора: «…ибо Я Господь, Б-г твой, Б-г — Ревнитель, Карающий (припоминающий — покэд) за вину отцов детей до третьего и четвертого рода, тех, которые ненавидят Меня…» (Шмот 20:5). Объясняют наши мудрецы (см. комментарий Ор а-Хаим к этому стиху): иногда Всевышний словно «закрывает глаза» на преступления, совершенные против Него.
Он терпеливо ждет, чтобы если не сам преступник, то хотя бы его дети раскаялись и перестали нарушать Закон. И даже если дети продолжают грешить, повторяя ошибки родителей, Б-г продолжает ждать: быть может, внукам или правнукам удастся сойти с пагубного пути. И, если это произойдет, Он прощает все совершенные грехи.
Получается, что, раскаявшись, дети не только себя избавляют от наказания, но и помогают родителям очиститься в Мире Грядущем. И только если четвертое поколение продолжает грешить и не остается никакой надежды на исправление, гнев Всевышнего обрушивается на это последнее поколение… И Он «припоминает» им не только их грехи, но и грехи их отцов от начала и до конца. Именно о таком развитии событий сказано: дети расплачиваются за грехи родителей.
С уважением, Арье Гальчук
Рав Александр Кац,
из цикла «Взываю к Тебе»
Раби Моше бен Нахман РАМБАН,
из цикла «Врата воздаяния»
Часто, наблюдая за миром, мы видим, как злодей проживает в благоденствии и богатстве свою жизнь, в то время, как праведник, страдая, прозябает в нищете. Подобные ситуации испокон времен вызывали вопрос, а куда же смотрит "всемирная справедливость"?
Рав Овадья Климовский
Кто будет жесток к милосердным?
Рав Ашер Кушнир
Рав Реувен Пятигорский
И как туда обращаться ...
Журнал «Мир Торы»
Человек, делая тшуву, показывает, что он не желает более совершать подобные действия и, если бы ситуация повторилась, он поступил бы по-другому, в соответствии с заповедями Творца.
Рав Ашер Кушнир
Почти все время мы живем с родителями мужа
Рав Натан Агрес
С чем связано «преимущество» одних заповедей перед другими?
Рав Моше Пантелят,
из цикла «От Синая до наших дней»
Передача Устной Торы от Гилеля до раби Йегуды Анаси.
Рав Моше Пантелят,
из цикла «От Синая до наших дней»
Структура Мишны и цепочка передачи Торы от Синая до раби Йегуды Анаси.
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Великие раввины»
Реувен Пятигорский о рабби Шимоне бар Йохай
Рав Александр Кац,
из цикла «Еврейские мудрецы»
Биография прославленного чудотворца и праведника.
Рав Моше Пантелят,
из цикла «От Синая до наших дней»
Первая попытка записи Устной Торы.
Рав Цви Вассерман
Из лекции, прочитанной на подпольном семинаре по иудаизму в Ленинграде.
Рав Александр Кац,
из цикла «Еврейские мудрецы»
Глава мудрецов в период после разрушения Второго Храма
Рав Гедалия Шестак,
из цикла «Еврейская история со времен постройки второго Храма»
Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»
Составление мишны, барайты и мидрашей
Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»
В 3898 (138) году, после смерти Адриана римским императором стал умеренно настроенный Антонии Пий (Пий Благочестивый). Преследования евреев постепенно прекратились
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Великие раввины»
Раби Меир, известный как Бааль Анес (Чудотворец) — величайший мудрец эпохи Мишны
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Великие раввины»
Великий мудрец и учитель, начал учиться в 40 лет и достиг невиданного уровня и величия в Торе.