Темы: Зоар, Мудрость, Моше, Каббала, Итро, Устная Тора, Черты характера
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныШалом! В Торе есть такая мудрость, которая называется Хохмат а-парцуф, или «Мудрость лица». Это умение считывать по лицу человека, кто перед тобой. У многих людей эта мудрость приходит с опытом. У кого-то она врождённая или интуитивная.
А есть ряд книг, описывающих лица порядочных и праведных людей и лица подлецов, врунов и преступников. Откуда пошло это наблюдение, есть ли подробные примеры и описания этого? Сегодня этим опытом кто-то пользуется? Элимелех
Здравствуйте, Элимелех!
Да, действительно, такая мудрость в Торе существует. И речь идёт о некоторых внешних признаках на теле человека, форме частей тела, которые, при определённых дополнительных условиях, могут указывать на основы характера человека, его склонности, его нравственные качества.
Более или менее подробные сведения об этом содержатся в книге «Тикунэй Зоар» и других каббалистических книгах. Однако, насколько я понял, речь идёт не о подробно разработанной методике «разгадывания» тайной сущности человека, а лишь о некоторых принципах и отправных точках, исходя из которых человек проницательный и опытный может судить о личности того, с которым имеет дело, знать, на что обратить внимание.
Хотя всё это вовсе не является некой «волшебной палочкой», с помощью которой можно на сто процентов разгадать собеседника и, тем более, повлиять на него. Человек, в определённом смысле, — модель Вселенной, её отражение, по сути, сам — целая вселенная. Поэтому наружные признаки могут, в том или ином смысле, давать материал для оценки, те или иные зацепки, основания для вопросов, но вовсе не является подробной картой личности человека и не гарантирует точность и однозначность выводов.
Эти признаки, скорее, являются отправными точками для анализа личности человека, но отнюдь не «несмываемой» печатью или «схемой» его пороков или заслуг. Всё, как всегда, зависит от поступков человека, его умения справиться с дурными наклонностями, понять самого себя. И в этом, пожалуй, Хохмат а-парцуф может служить хорошим подспорьем.
Эта Мудрость, со всеми её тайнами и глубиной, является частью Устной Торы, переданной Моше Рабейну и народу Израиля у горы Синай. Сам Моше Рабейну воспользовался Хохмат а-парцуф, чтобы, например, выбрать подходящих людей, тех самых «тысячных», «сотников» и «десятников», которые смогут вершить суд и учить народ, согласно совету, данному Итро.
Вот несколько примеров из книги «Тикунэй Зоар», «Хохма Бина» и «Хэсэд Гвура» в моём переводе с арамейского — если, конечно, мне удалось уловить хотя бы отдалённый смысл того, что написано, — имеющие отношение к Хохмат а-парцуф.
«На шесть вещей следует смотреть во внешнем облике человека, и можно понять степень его мудрости, и вот они: волосы, глаза, кончик носа, губы, ноздри и линии ладоней» («Хохма Бина» 70, 2)
«Тот, у кого линии длинные, высокий рост или удлинённые части тела, — склонен к справедливости, умеет сдерживать гнев и милосерден» («Тикунэй Зоар» 125, 2).
«Светлые волосы, светлые глаза, светлое лицо, светлое тело: если есть (у обладателя этих признаков) добрые дела — (значит,) он приходит со стороны милосердия (правой стороны), а если нет — он обманщик со стороны Лавана Арамейца» («Тикуней Зоар» 122, 2).
«Поступки человека оставляют след на его коже, как к добру, так и к злу» («Хохма Бина» 74, 2).
«Следы и шрамы на теле человека меняются в соответствии с его делами» («Хохма Бина» 70, 2)
«В десяти пальцах рук человека заключены тайны мироздания» («Хэсэд Гвура» 145, 2).
«От ушных отверстий зависят другие отверстия: глазные впадины, отверстия рта и носа» («Хэсэд Гвура» 294)
И т. д, и т. д.
(Все цитаты взяты из книги «Оцар а-Зоар»).
И это всё — меньше, чем капля в море. Так что, если Вы еврей, садитесь и учите Тору.
С уважением, Александр Красильщиков
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
Должен ли я записать всю Тору для евреев?
Профессор Даниэль Михельсон
Царь Соломон знал не только значение числа π с высокой точностью, но и был в состоянии рассчитать объём тела вращения с шестью знаками. Но на самом деле речь идет не о человеческой мудрости, а о Б-жественной.
Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»
С того самого дня как Тора стала наследием еврейского народа, существует ее разделение на две части: открытую Тору, доступную каждому еврею и кабалу - скрытую, тайную Тору
Рав Шломо Ганцфрид,
из цикла «Кицур Шульхан Арух»
Избранные главы из алахического кодекса Кицур Шульхан Арух
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Великие раввины»
Краткая биография Моше
Раби Моше Хаим Луццато РАМХАЛЬ,
из цикла «Маамар аикарим — Основы»
Чем устная Тора отличается от письменной? Откуда взялся Талмуд, и почему он не приведен в Пятикинижии?
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Многие явления природы настолько чудесны и удивительны, что человек, даже не склонный задумываться над тайной творения, испытывает невольный восторг, наблюдая их.
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
По материалам газеты «Истоки»
Рав Реувен Куклин
Как тайная часть Торы соотносится с остальными её частями?
Раби Моше бен Маймон РАМБАМ
О человеческих характерах и о том, как надо себя вести. Из раздела «Законы образа жизни».
Раби Моше Хаим Луццато РАМХАЛЬ,
из цикла «Дерех Ашем, «Путь Творца»»
Отрывок из книги Рамхаля "Дерех Ашем"
Рав Моше Пантелят,
из цикла «От Синая до наших дней»
Передача Устной Торы от Гилеля до раби Йегуды Анаси.
Рав Моше Пантелят,
из цикла «От Синая до наших дней»
Структура Мишны и цепочка передачи Торы от Синая до раби Йегуды Анаси.
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Великие раввины»
Реувен Пятигорский о рабби Шимоне бар Йохай
Рав Александр Кац,
из цикла «Еврейские мудрецы»
Биография прославленного чудотворца и праведника.
Рав Моше Пантелят,
из цикла «От Синая до наших дней»
Первая попытка записи Устной Торы.
Рав Цви Вассерман
Из лекции, прочитанной на подпольном семинаре по иудаизму в Ленинграде.
Рав Александр Кац,
из цикла «Еврейские мудрецы»
Глава мудрецов в период после разрушения Второго Храма
Рав Гедалия Шестак,
из цикла «Еврейская история со времен постройки второго Храма»
Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»
Составление мишны, барайты и мидрашей
Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»
В 3898 (138) году, после смерти Адриана римским императором стал умеренно настроенный Антонии Пий (Пий Благочестивый). Преследования евреев постепенно прекратились
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Великие раввины»
Раби Меир, известный как Бааль Анес (Чудотворец) — величайший мудрец эпохи Мишны
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Великие раввины»
Великий мудрец и учитель, начал учиться в 40 лет и достиг невиданного уровня и величия в Торе.