Лаван, он же Лаван-арамеец — сын злодея Бетуэля и внук Нахора, брата праотца Авраама. Сестрой Лавана была Ривка, жена праотца Ицхака, а его дочери — Лея и Рахель — стали женами праотца Яакова. Лаван жил в Падан-Араме (Междуречье), в городе Харан, родом из которого был и сам Авраам. Лаван был низким, испорченным человеком и при этом старался казаться праведником. Слово «лаван» означает «белый». Как объясняют комментаторы, имя — это все, что было у Лавана белым; а если перевернуть это имя, получается «наваль» — «подлец» («невела» на иврите «падаль»). Прозвище же его — «арамеец» (на иврите — «арами») было дано не только по месту проживания, но и намекало на то, что он был обманщик — «рамай»: слова «арами» и «рамай» составлены из одних и тех же букв. Согласно Пятикнижию, праотцу Яакову пришлось двадцать лет жить у Лавана, который постоянно обманывал его и заставлял на себя работать.
Оглавление
Лаван и Элиэзер, слуга Авраама [↑]
В главе Хаей Сара описывается, как Авраам послал своего верного слугу Элиэзера в город Харан, в семью своего брата Нахора, чтобы найти невесту для Ицхака.
Подойдя к городу, Элиэзер увидел у колодца Ривку и понял, что она именно та девушка, которую он искал.
После этого происходит его встреча с Лаваном: «И выбежал Лаван к тому человеку на улицу, к источнику… И сказал: войди, благословенный Г-сподом, зачем ты стоишь на улице? Я же очистил дом и место для верблюдов» (Берешит 24: 29-30).
Когда Элиезер рассказывает, как Вс-вышний помог ему найти для Ицхака подходящую невесту, Лаван говорит: «От Б-га пришло это дело; мы не можем сказать тебе ни худа, ни добра. Вот Ривка пред тобою: возьми и пойди; и пусть будет она женою сыну господина твоего, как сказал Г-сподь» (Там же, стих 50).
Кажется, что все это говорит добросердечный и Б-гобоязненный человек. Однако мудрецы обращают внимание на слова «и когда он увидел кольца и браслеты на руках сестры своей… сказал: войди и т.д.» и объясняют, что, увидев украшения, подаренные Ривке, Лаван понял, что Элиэзер богат, и возжелал его имущества. Поэтому он выбежал ему навстречу и — что совсем уж странно для него — очистил дом от идолов, чтобы Элиэзер мог войти (см. комм. Раши). Не удовлетворившись преподнесенными им богатыми подарками, Лаван и его отец, злодей Бетуэль, хотели отравить Элиэзера, но, как сообщается в мидраше, ангел поменял тарелки с едой, и от яда умер Бетуэль. Враньем была и готовность Лавана отпустить Ривку. Сказав это, он немедленно передумал: «Пусть побудет с нами девица год или десяток месяцев, потом пойдёт» (Там же, стих 55 и комм. Раши). В качестве еще одного момента, характеризующего Лавана как испорченного человека, мудрецы отмечают то, что, не дождавшись ответа отца, он отвечал Элиэзеру первым.
Яаков в доме Лавана [↑]
В отличии от Элиэзера, Яаков пришел в Харан с пустыми руками, так как по пути его ограбил Элифаз, сын Эсава — брата Яакова, ненавидевшего его. Лаван выбежал Яакову навстречу, обнял и поцеловал его (Берешит, 29:13-14). Мудрецы объясняют, что он прикинул: если уж раб Авраама так богато одарил его, то сколько же можно получить от его внука. Не увидев у Яакова никаких украшений, Лаван предположил, что тот привёз золотые монеты и держит их за пазухой. Чтобы проверить своё предположение, он обнял Яакова. А когда понял, что и за пазухой у того пусто, подумал: может быть, Яаков привёз с собой жемчуг и прячет его во рту? Чтобы проверить и это предположение, он поцеловал Яакова.
Яаков начал работать у Лавана — пасти его скот. Через месяц Лаван сказал: «Разве на то ты родственник мой, чтоб служить мне даром?» (Берешит, 29:15). Т.е. «гостеприимство» Лавана не было бескорыстным: целый месяц Яаков работал у него бесплатно.
Яаков хотел жениться на Рахели, младшей дочери Лавана. Но, поскольку средств на сватовство у него не было, он договорился с Лаваном отработать вместо этого семь лет.
По окончании этого срока Лаван обманул его и дал старшую дочь Лею вместо Рахели. Он согласился отдать и Рахель, но только если Яаков отработает у него еще семь лет.
Когда прошли и эти семь лет, Яаков, к тому времени отец большого семейства — на тот момент у него было уже 11 сыновей — решил уйти от Лавана. Однако Лаван понимал, что разбогател благодаря племяннику, и не хотел его отпускать.
Он предложил Яакову работать за плату — получать часть приплода овец и коз: тех, которые рождались пятнистыми, крапчатыми, с полосами или темными отметинами. Лаван много раз менял условия оплаты, но обман не удался: скота, положенного Яакову в качестве платы, рождалось все больше. Яаков разбогател, он продавал свой скот и приобретал во множестве рабов, ослов и верблюдов (Берешит, 30:25-42; Берешит раба, 73:11).
Чувствуя растущую зависть и ненависть со стороны Лавана и его сыновей, догадываясь об их враждебных замыслах, а также получив указание Свыше, Яаков тайно ушел на родину вместе с семьей и нажитым скотом.
Лаван бросился в погоню, но, благодаря вмешательству Свыше, он не смог навредить Яакову: Б-г во сне предупредил его, чтобы тот не причинял зло Яакову. Поэтому Лаван, заключив с Яаковом договор «о ненападении», вернулся домой, а Яаков перешел границу Эрец Исраэль и пошел навстречу уже поджидавшему его брату Эсаву, который намеревался убить Яакова. Согласно Устной Торе, именно Лаван предупредил Эсава о возвращении Яакова.
Лаван и египетское изгнание [↑]
Устная Тора сравнивает жизнь Яакова у Лавана и его побег с пребыванием евреев в Египте и их Исходом оттуда, при этом, Тора считает Лавана хуже фараона.
События с праотцом Яаковом стали как бы прообразом событий, произошедших позже с его потомками. Подобно тому, как в доме Лавана родилось большинство сыновей — родоначальников еврейских колен, в Египте из семьи Яакова сложился многочисленный народ Израиля. И подобно тому, как число овец Яакова умножилось от семидесяти до шестисот тысяч, так от семидесяти членов его семьи, пришедших в Египет, произошло шестьсот тысяч взрослых мужчин, вышедших впоследствии из Египта.
Как Яаков пришел к Лавану с пустыми руками, а ушел с бесчисленными стадами, так и сыны Израиля, пришедшие в Египет в годы голода, покинули эту страну, унося ее сокровища.
И как Лаван настиг Яакова на седьмой день пути, так и полчища фараона настигли евреев на седьмой день исхода (см. темуПеснь Красного моря).
Но ни Лаван, ни фараон со своим войском не сумели причинить беглецам вреда (Агро, Тикуней а-Зоар, 3; Мимаамаким, Берешит 28).
Упоминания о Лаване в Пасхальной Агаде и главе «Ки таво» [↑]
В Пасхальной Агаде говорится: «В каждом поколении встают [враги] на нас, чтобы уничтожить нас, но Вс-вышний спасает нас от их руки. Ступай и учи, что хотел Лаван-арамеец сделать Яакову: фараон приказал (истребить) только младенцев мужского пола, а Лаван хотел уничтожить всех, как сказано: Арамеец (вознамерился) погубить отца моего, а (затем) он (Яаков) спустился в Египет и проживал там с немногими (с семьей из 70 человек) и стал там народом великим, могучим и многочисленным (Дварим 26, 5)».
Почему о египетском рабстве говорится сразу после упоминания о Лаване? Известно, что Яаков любил своего сына Йосефа больше других детей. Это стало причиной ненависти братьев к Йосефу, т.к. он не был первенцем своего отца, а только первенцу положено особое отношение.
Но если бы Лаван не заменил Рахель Леей, Йосеф был бы первенцем, и особая любовь к нему отца ни у кого не вызвала бы возражения. Выходит, Лаван своим обманом разжег ненависть в сердцах братьев, и эта ненависть отправила Йосефа в Египет, в рабство. Так начался галут (изгнание), в котором оказалась вся семья Яакова.
В главе «Ки таво» («Когда придешь») упоминается еще одна интересная вещь: слова о Лаване и египетском рабстве (которые приводятся в Пасхальной Агаде) необходимо произносить во время принесения в Храм плодов первого урожая — заповеди бикурим, который евреи будут собирать по приходе в Землю Израиля. «И будет: когда придешь на землю, которую Господь, Б-г твой, дает тебе в удел, и овладеешь ею и поселишься на ней; То возьми от начатка всякого плода земли…, и пойди на место, которое изберет Господь, Б-г твой, чтобы там пребывать Его Имени… И возгласишь ты, и скажешь пред Господом, Б-гом твоим: Арамеец (вознамерился) погубить отца моего, а (затем) он (Яаков) спустился в Египет и проживал там с немногими (с семьей из 70 человек) и стал там народом великим, могучим и многочисленным» (Дварим, 26:1-2,5). Далее говорится о бедствиях и притеснениях, которым подвергались евреи в Египте и о том, что Б-г вывел их оттуда и привел в Землю Израиля. «И ныне, вот я доставил начаток плода земли, которую Ты дал мне, Г-споди. — И положи это и поставь это. Говорит о том, что он берет это после того, как священнослужитель совершил проведение, и держит в своей руке при возглашении, а затем вновь совершает проведение [Сифре;Сука 47б].пред Г-сподом, Б-гом твоим, и повергнись пред Г-сподом, Б-гом твоим. И радуйся всему благу томуи радуйся всему благу тому. Исходя из этого (наши мудрецы) говорили, что провозглашение при первых плодах (имеет место) только в пору радости — от Ацерет (от Шавуот, праздника Седмиц) и до праздника (Кущей) — когда человек собирает свой хлеб и свои плоды, и свой виноград, и свои елей; а от праздника (Кущей) и далее приносит (первинки), но не провозглашает [Пecaхим. 36б]., которое дал Г-сподь, Б-г твой, тебе и дому твоему» (Дварим, 26:10-11).
Чтобы стать народом «великим, могучим и многочисленным», нашим отцам пришлось пройти через все испытания, связанные с жизнью у Лавана и египетским рабством — подобно семени, которое, попав в землю, не сгнивает, а превращается в дерево, дающее прекрасные плоды. Это учит нас полагаться на Вс-вышнего и быть благодарным Ему.
Лаван и Билам [↑]
Аризаль в книге «Шаар а-Гильгулим» (гл.22) пишет, что известный колдун Билам, собиравшийся проклясть евреев и, когда ему это не удалось, посоветовавший развратить их, был перевоплощением Лавана — душа Лавана переселилась в тело Билама. По другим мнениям (Мидраш, Раши), Билам был внуком Лавана. И Лаван, и Билам были законченными злодеями, полностью погрязшими в грехе. Оба для достижения своих целей пользовались колдовскими техниками. В частности, Лаван мог узнавать будущее и другую информацию с помощью идолов. По мнению комментаторов, одной из причин того, что Рахель перед побегом из дома Лавана забрала его «трафим» (идолов), было опасение, что они помогут ее отцу найти беглецов.
В главе Хаей Сара (Берешит, 24:60) говорится, что Лаван благословил Ривку: «Сестра наша! Ты стань тысячами (и) мириадами». Это благословение грешника достигло обратных результатов: оно служило одной из причин долгого бесплодия Ривки. Творец не желал, чтобы у Ривки сразу же родились дети, чтобы люди не подумали, что благословение грешника сбылось.
Билам также хорошо понимал, что его благословение может привести к обратным результатам. Поэтому неугомонный ненавистник евреев просил у Вс-вышнего разрешения хотя бы благословить их, надеясь, что это благословение обернётся проклятием. На это Вс-вышний сказал: «Они не нуждаются в твоем благословении, потому что благословен он (народ)» — твое благословение не сможет им навредить, поскольку все знают, что Я уже благословил этот народ, являясь его праотцам — Аврааму, Ицхаку и Яакову. Поэтому для всех очевидно, что именно Мои благословения являются причиной его удач и процветания (см. мидраш и Раши к главе Балак — Бамидбар, 22:12).
Праотцы в доме Лавана и пребывание евреев среди других народов [↑]
Ривка, а затем Рахель и Лея, выросли в порочном окружении. И семья, и жители их города были низкими, испорченными людьми. Мидраш спрашивает, для чего это было нужно? И отвечает: дело в том, что Вс-вышний знал, что рано или поздно евреи будут изгнаны в чужие земли, в среду нечестивых народов. Опасность раствориться среди них была вполне реальной, поэтому Б-г взрастил наших предков среди порочных людей, влиянию которых они сумели противостоять, передав эту способность своим детям.
Жизнь Яакова у Лавана, более того, была прообразом всех последующих изгнаний еврейского народа. Как известно, благодаря заслугам Яакова Лаван и весь его город получили благословение: кончилась засуха, Лаван и его соседи разбогатели, у самого Лавана родились сыновья.
Правители многих стран принимали к себе евреев, когда те искали убежища, и делали это не из любви, а потому что знали, что присутствие евреев каким-то образом хорошо сказывается на экономике. Именно этот аргумент приводил известный еврейский авторитет Ицхак Абраванель, служивший при дворе Фердинанда и Изабеллы, когда убеждал короля не изгонять из Испании евреев. А турецкий султан, принимавший изгнанников, говорил, что Фердинанд поступает как глупец: себе делает плохо, а туркам хорошо.
Второй важный момент — это заработок Яакова. Яаков приходит к Лавану с пустыми руками, его заработок как будто зависит от Лавана. Лаван всеми силами мешает ему заработать, но Яаков несмотря на это становится очень богатым. В Средние века в странах, где разрешалось проживать евреям, государственная служба была им запрещена. Владеть землей они не имели права, обычно их не принимали и в ремесленные цеха. Евреи платили особые, очень высокие налоги, причем условия налогообложения непрерывно менялись. И все это происходило на фоне постоянно повторяющихся изгнаний, когда приходилось все бросать, искать убежища в другом месте и там начинать все заново. Как же евреи существовали экономически? Для них оставались торговля между деревней и городом (маклерство) и денежные ссуды (тот вариант банковского дела, что существовал в те времена). Тем не менее, зачастую евреи жили лучше, чем можно было ожидать.
Итак, Вс-вышний, помогая евреям выжить в рассеянии, действует двумя путями: он посылает благословение странам, где они оказываются (для того, чтобы их принимали), и оказывает евреям «материальную поддержку» (см. об этом статьюр.Б.-Ц.Зильбера «Как выжили евреи»).