Темы: Запреты, Заповеди, Цицит, Талит, Молитва, Свобода, Шма Исраэль
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныШалом! Трактат Брахот 11а: «… и идя своим путем…» Сказал рав Папа: «Подобно пути. Как путь, который человек волен выбирать…»
Пожалуйста, поясните на примере из жизни. Когда есть право совершать свободные действия? И, напротив, когда нет свободы действий?
Спасибо за вопрос.
Во-первых, разрешите Вас поправить. Гемара (Брахот 11а), если я Вас правильно понял, вовсе не рассуждает о «свободе действий», там речь идёт о другом. Там разъясняется, при каких обстоятельствах и в какое время человек обязан произносить молитву «Шма Исроэль» (см. Дварим 6:4-9), а когда он от этой заповеди свободен.
В частности, объясняя слова Торы «ув-лехтхо ба-дэрэх» — «и при ходьбе твоей по дороге», Гемара говорит, что, даже когда человек находится в пути, он обязан прочитать молитву «Шма» — за исключением новоиспеченного мужа перед брачной ночью, когда предстоит исполнить заповедь первого сближения с женой. Тогда даже в дороге его мысли заняты предстоящей заповедью и сосредоточиться, как положено, на молитве «Шма», новобрачный не способен. Поэтому от чтения «Шма» освобождается.
И вот тогда-то Гемара задает более общий вопрос. Как вообще из слов «и идя по дороге» мы делаем вывод, что человек, занятый исполнением какой-либо другой заповеди, освобождается от чтения «Шма»?
И как раз на это отвечает рав Папа: мы учим это «ки дэрэх» — «из (слова) “дорога”». То есть из использования лишнего, по сути, слова «дорога» в стихе Торы: «при ходьбе твоей по дороге». Ведь, чтобы предписать говорить «Шма» при ходьбе, слово «дорога» вовсе не нужно. Достаточно сказать: «при ходьбе твоей» — всё и так было бы ясно.
Поэтому мы понимаем слово «дорога» как обозначение вообще любого случая, когда человек обязан читать молитву «Шма». Рав Папа говорит: подобно тому, как человек идёт по дороге по своим насущным делам, например, торговать на рынок, что вовсе не является заповедью (давар решут — «факультативное» действие), а при наступлении соответствующего времени (утром или вечером), обязан произнести молитву. Так — и любое дело, не связанное с заповедью, еврей обязан прервать и сказать, как положено «Шма». Вот краткое пояснение слов рава Папы из трактата Брахот, которые Вы приводите.
Исходя из изложенного, Ваш вопрос следует понимать так:
«Когда человек имеет право делать то, что не предписано Торой (давар решут), и когда у него такого права нет?»
Ответ: как правило, поступать по своему усмотрению, если поступок не противоречит Торе или постановлениям мудрецов, еврей имеет право всегда. Здесь полностью можно положиться на принцип: то, что не запрещено, — разрешено.
Тем не менее, с разрешенным стоит всё-таки быть осторожным. Потому, что не всегда человек может ощутить и понять, где он переходит границу дозволенного, пусть даже он считает, что конкретный поступок не запрещён.
Например, человек не должен вести себя так, чтобы окружающие могли заподозрить его в непотребных вещах, даже если на самом деле ничего подобного он и не подразумевал.
Кроме того, следует всегда помнить, что на религиозного еврея всегда смотрят не как на отдельную личность, а как на представителя всей общины, всего народа. Если еврей разговаривает, поступает или выглядит неприятно или неприглядно, он, сам того не желая, может совершить одно из самых страшных преступлений — осквернить Имя Творца. Поэтому, повторяю, всегда нужно об этом помнить и быть начеку.
И ещё одно. Иногда бывает, что положение народа Израиля ухудшается и на него обрушиваются те или иные, не дай Б-г, бедствия. В таких случаях предписано более строго относится даже к вещам, которые в обычное время не столь важны.
Например, цицит еврей обязан носить, только если надевает одежду с четырьмя углами. Если же такой одежды нет — нет и обязанности цицит. Однако в годину бедствий и пренебрежение такими вещами может привести к страшным последствиям. Поэтому большинство евреев специально носят четырёхугольный талит, чтобы удостоиться выполнить заповедь цицит.
С уважением, Александр Красильщиков
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
По материалам газеты «Истоки»
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
По материалам журнала «Истоки»
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
По материалам газеты «Исток»
Рав Реувен Пятигорский
Рав Шимшон Пинкус,
из цикла «Врата молитвы (6 глав из книги)»
Рав Шимшон Давид Пинкус о молитве
Раби Моше бен Маймон РАМБАМ,
из цикла «Книга заповедей. Повелительные заповеди»
Устная Тора объясняет, что в Письменной Торе — Пятикнижии Моисея — сформулированы 613 заповедей для евреев.
Рав Яков Шуб
А если живёшь среди неевреев?
Рав Зеев Урман
В чем Милосердие меры Суда?
Рав Ефим Свирский
В Израиле весна. Небо без облаков, теплая погода, кружево цветущих деревьев… В это чудесное время приходит к нам Песах , праздник свободы.
Рав Овадья Климовский
Какие виды Законов соблюдал Авраам?
Раби Элияу миВильна Виленский Гаон,
из цикла ««Совершенная Мера» (Эвен Шлема)»
О молитве
Раби Моше бен Маймон РАМБАМ
Рав Моше Пантелят,
из цикла «От Синая до наших дней»
Передача Устной Торы от Гилеля до раби Йегуды Анаси.
Рав Моше Пантелят,
из цикла «От Синая до наших дней»
Структура Мишны и цепочка передачи Торы от Синая до раби Йегуды Анаси.
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Великие раввины»
Реувен Пятигорский о рабби Шимоне бар Йохай
Рав Александр Кац,
из цикла «Еврейские мудрецы»
Биография прославленного чудотворца и праведника.
Рав Моше Пантелят,
из цикла «От Синая до наших дней»
Первая попытка записи Устной Торы.
Рав Цви Вассерман
Из лекции, прочитанной на подпольном семинаре по иудаизму в Ленинграде.
Рав Александр Кац,
из цикла «Еврейские мудрецы»
Глава мудрецов в период после разрушения Второго Храма
Рав Гедалия Шестак,
из цикла «Еврейская история со времен постройки второго Храма»
Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»
Составление мишны, барайты и мидрашей
Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»
В 3898 (138) году, после смерти Адриана римским императором стал умеренно настроенный Антонии Пий (Пий Благочестивый). Преследования евреев постепенно прекратились
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Великие раввины»
Раби Меир, известный как Бааль Анес (Чудотворец) — величайший мудрец эпохи Мишны
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Великие раввины»
Великий мудрец и учитель, начал учиться в 40 лет и достиг невиданного уровня и величия в Торе.