Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Не возненавидь брата своего в сердце, не мсти и не храни зла на сынов народа своего»Тора, Ваикра 19, 17—18
Тема

Свобода

Как свобода понимается в иудаизме? Полная свобода — это благо или нет?

Свобода — это понятие относительное. Большинство людей находятся в рабстве своих желаний и привычек. Человек обретает свободу, когда находит свое призвание в жизни. Осознание времени — прерогатива лишь свободного человека, но не раба. По-настоящему свободен тот, кто принял на себя «иго Торы».

Оглавление

В тюрьме желаний и привычек [↑]

Абсолютной свободой никто, кроме Вс-вышнего не обладает. Никто не может делать абсолютно все, что хочет, жизнь полна ограничителей. Нет и не может быть у человека ни полной свободы слова, ни полной свободы перемещения. Относительная свобода есть у всех — и также у всех есть свобода выбрать для себя степень свободы. Парадокс?

Свобода — это товар, который продается в нашем мире активнее всего. Идея, согласно которой человек должен быть свободным и независимым, без какого-либо ярма и начальства, отдающего приказы, пользуется популярностью во всём мире.

Причиной многих войн, как в прошлом, так и в настоящем, является политическая независимость, которой с такими жертвами пытаются добиться различные государства. На персональном уровне подростки бунтуют против своих родителей — отвоевывая себе право делать, что они хотят. Люди разводятся, отказываются от рождения детей и от заботы о своих близких — добиваясь свободы. Никто не хочет, чтобы внешние силы подчиняли и порабощали его собственные желания.

Люди протестуют против одной несвободы — и неизбежно попадают в другую, начиная порабощаться самими собой, своими минутными желаниями. Говорит пророк Йешаягу (49, 9): «Сказать узникам — выходите». Комментирует Виленский Гаон: словом «узники» пророк называет здесь тех, кто пребывает в тюрьме своих желаний и привычек.

Свобода и призвание [↑]

Но ведь мы вышли из Египта ме-авдут ле-херут — «из рабства на свободу», перестали быть рабами и с тех пор являемся свободными людьми? На самом же деле, Вс-вышний сказал еврейскому народу, что выводит нас из Египта не просто так, а при условии, что мы «будем служить Ему на этой горе» — примем Тору, в которой Он дал нам 248 предписаний и 365 запретов. Какая же это свобода, если нам по-прежнему указывают, что делать, а что не делать?

Корень слова «рабство» на иврите — авдут (корень а-в-д, аин, бейт, далет). Служение [Б-гу] — авода (тот же корень). Другое значение слова авода — «работа», даже на русском однокоренное слову «рабство». Раб — эвед (тот же корень, только на святом языке первая буква аин с другой огласовкой). Служитель, работник — овед (то же).

Даже после обретения свободы праведный еврей называется тем же словом, которое ранее обозначало «раб» — эвед. Только теперь он эвед а-Шем, что можно перевести как «раб Б-га» — а можно и как «служитель». Ибо свобода не противоречит идее служения кому-то, кроме себя. Но в чем же тогда различие между рабством и свободой?

Разница в том, что в рабстве человека заставляют заниматься не своим делом, тем, что не поможет ему развить свой потенциал и реализовать себя, ограничит его. А в условиях свободы человек может заниматься своим делом, в котором у него неограниченные возможности, развить заложенный в нем потенциал.

Когда еврей служит Б-гу, изучая Тору, занимаясь интеллектуальным анализом, продвигаясь в духовной сфере и совершая предписанные действия, он способен достичь в этом небывалых высот, поэтому такое служение называется свободой, хотя сделать это его обязал Б-г, Которому он служит.

По словам мудрецов, жестокость египетского рабства заключалась в том, что мужчин заставляли заниматься «женской работой» (аводат нашим), а женщин — мужской. Отсюда мы учим, что рабство — это когда человеку приходится заниматься не своим делом. Например, когда евреев вместо того, чтобы заниматься Торой и служению Б-гу, к которым они предрасположены, заставляют класть кирпичи на стройках.

Свобода же — это отсутствие ограничений в развитии природного потенциала человека, данного ему Б-гом, и достижения того, на что он способен. Свобода евреям изучать Тору, свобода музыканту сочинять и исполнять музыку, свобода прирожденному бизнесмену предпринимать. Причем свобода не значит, что человек все делает добровольно и по выбору, а мог бы и не делать. Нет, еврей обязан изучать Тору, бизнесмен — торговать, врач — врачевать.

Если человек не понимает, в чем заключается его призвание, и ничто его не заставляет встать на правильный путь, то он неизбежно уходит от своей истинной свободы и загоняет себя в рабство.

Когда надо, Б-г закроет человеку путь, уводящий в сторону от его цели, и ограничит свободу действий, отвлекающих его от исполнения своей роли и растрачивающих даром его потенциал, и толкнет на путь к цели: на действия, выполняя которые, человек максимально реализует свой потенциал и исполнит свое предназначение. Это и есть спасение из рабства и обретение свободы.

Свобода и время [↑]

По закону Торы, раб не имеет права быть свидетелем в суде, он освобожден от заповедей, связанных со временем, а также не имеет права жениться. Рав Йосеф Б. Соловейчик объясняет, что осознание времени является прерогативой только свободного человека, который может ею воспользоваться как с пользой для себя, так и во вред. Для раба же она может быть либо проклятием, либо чем-то абсолютно ненужным и ни к чему не пригодным. У раба нет возможности использовать чувство времени для достижения своих целей. Поэтому никакая заповедь, определенная во временном контексте, не распространяется на раба.

В концентрационных лагерях день переставал отличаться от ночи, граница между ними исчезала. То, что не успевали сделать сегодня, можно было сделать завтра; потерянные возможности или предвкушение новых не давали толчка никакому взрыву чувств. Время приобретало расплывчатую структуру.

Кидуш в Пасхальный Седер заканчивается словами: «… Который освящает Израиль и пору празднеств». Тем самым, время объявляется священной сущностью; но только свободный человек имеет право совершить Кидуш, то есть приписать некоторому отрезку времени особое значение. Время существует только для того, кто чутко реагирует на его приливы и отливы.

Кто по-настоящему свободен? [↑]

Спасение Из Египта явилось переходом не от рабства к свободе, а скорее от рабства у человека к тому, чтобы стать слугами Господа. К стиху «ибо Мне сыны Израилевы рабы» (Ваикра 25:55), наши мудрецы добавляют указание, «а не рабы рабов (таких людей, как вы)». Поэтому освобождение означало, что человек сбрасывает ярмо, надетое на него другим человеком, и добровольно принимает на себя иго служения Б-гу.

Покорившись Г-споду, человек воистину приобретает свободу. Его перестают мучить гнетущие волнения по поводу его здоровья или грядущей смерти. Мир вокруг нас подчиняется Милосердному, а следуя Его наставлениям, мы достигаем близости к Нему. Тем самым, человек приобретает способность противостоять всем враждебным и опасным для него силам. Его укрепляет вера в трансцендентный порядок, царящий вокруг него, в изначальную милость Бога. Жизненные бури уже не приводят его в ужас. Единственный страх — страх перед Богом. Чем больше человек освобождается от материального и чем больше приближается к духовному, тем больше свободы он обретает.

Сказано в «Пиркей Авот», 3:6: «А скрижали — создание Всесильного [Б-га], и письмена на них — письмена Всесильного [Б-га], вырезанные (харут) в скрижалях». Читай не харут, а херут («свобода»). Ибо только тот свободен, кто занят изучением Торы. Раби Нехунья, сын Аканы, говорит: «С того, кто принимает на себя иго Торы, снимают иго государства и иго повседневного труда. А на того, кто сбрасывает с себя иго Торы, накладывают иго государства и иго повседневного труда».

Маараль в Дерех Хаим объясняет, что в мире действуют три различные силы, определяющих поведение человека: заведенный в природе порядок (как, например, необходимость пахать и сеять), правила поведения, которые определяет государство, и третья сила — это Б-жественная сила, то есть, то, как Б-г повелел миру действовать в соответствии с Торой, данной благословенным Б-гом.

И вот мишна говорит, что, когда человек принимает на себя иго Торы, он переходит под прямую власть Вс-вышнего, и тогда с него снимают иго государства и иго повседневного труда, поскольку эти две силы принадлежат миру, и тот, кто подчиняется непосредственно Б-гу, не может одновременно подчиняться государству и природе.

Избравший подчинение Б-жественной Торе, освобождается от необходимости подчиняться чему бы то ни было еще. В этой мишне «Пиркей авот» говорится, что «изучающий Тору возвышается», а раз так, он оказывается выше природы, то есть правил, определенных мироустройством, и выше внеприродных, человеческих правил поведения; он становится свободным от обеих этих властей.

Объясняет Маараль, что когда человек изучает Тору, он возносится над материальным миром, поскольку разум выше этого мира. Поэтому он и свободен от правил, которые устанавливает природа мира и законы государства: ведь они стоят на уровне этого мира, а изучающий Тору уже оставил этот уровень

Разумеется, без пропитания человек не сможет прожить, и чтобы жить и заниматься Торой, он будет вынужден работать. Однако эта работа не будет для него игом повседневного труда, и все необходимое для жизни он будет добывать с легкостью. Если же человек сбрасывает с себя иго Торы, он тем самым погружается в этот, материальный, мир, поскольку оставляет то (единственное), что может поднять его над ним. Поэтому на него налагаются иго государства и иго повседневного труда, власть которых — это власть этого мира.

Выводить материалы