Отложить Отложено Подписаться Вы подписаны
Пленные евреи несут Менору Иерусалимского Храма. Арка Тита. Фрагмент
Стоит ли в качестве первого знакомства с иудаизмом дать человеку почитать перевод Торы на русском языке?
«Железный занавес» рухнул, и сотни тысяч евреев оказались в Израиле или на Западе. Зачастую недавно приехавшие в Нью-Йорк иммигранты заходили в синагоги. Если местные евреи протягивали им руку, знакомились, приглашали к себе в дом, угощали за субботним столом, то рождалась дружба. Но бывал ли толк из того, что человеку просто давали в руки перевод Торы на русский язык?
Во многих синагогах стремились гостеприимно встретить евреев из бывшего СССР, покупали книги Торы и молитвенники с переводом на русский язык. Лично мне казалось, что для первого знакомства лучше дать почитать комментарии к Торе рава Ицхака Зильбера.
Представьте себе, что человек открывает книгу Торы и читает о службе в Храме и порядке жертвоприношений. «Какое это имеет отношение к нашей жизни?» — спросит он. Хорошо, если он действительно задаст этот вопрос, а не выйдет разочарованным из синагоги…
Письменная Тора — это буква Закона, в то время как устная Тора, выраженная в словах мудрецов Талмуда, — это дух Закона. Всевышний сокрыл в письменной Торе свет, который открывается в словах мудрецов. Потому процесс изучения Торы — это раскрытие сокрытого в ней света…
Представьте себе, что мы открыли Тору и прочитали о том, что «быка или овцу с одной более длинной или косолапой ногой» нельзя сделать жертвой (Ваикра, 22:23).
Мудрецы объясняют, что лишь здоровое животное может быть использовано в качестве жертвы. Если у животного есть дефект, его можно пожертвовать, оно будет продано и лишь деньги будут использованы для нужд Храма.
Талмуд (Тмура, 7) задается вопросом: а что если человек возьмет свое здоровое животное, но скажет, чтобы оно использовалось не в качестве жертвы, а было продано, а деньги пошли на нужды Храма? Совершивший это действие человек нарушил закон Торы, не использовав здоровую овцу наилучшим образом, заключает Талмуд.
Легендарный глава иешивы рав Авраам Пам выводит из этого закона важный для всех нас урок. Человек обязан думать о том, как лучше использовать овцу, и тем более он должен задуматься о том, как реализовать свой духовный потенциал!
Многие люди могли бы преподавать Тору детям, воспитывать и возвышать их души. Многие могли бы стать раввинами, лидерами своих общин, помогая духовному росту своих прихожан, укреплять мир и гармонию в их семьях. Однако зачастую люди думают о хорошей зарплате. В этом, конечно же, нет ничего плохого. Но если человек может быть учителем Торы и не реализует свой духовный потенциал, то он будет искать и не находить удовлетворения в своей жизни.
В более широком смысле это место Торы учит нас тому, что каждый человек должен найти себя и стремиться реализовать максимум своего духовного потенциала…
У каждого человека — своя судьба, свое предназначение, каждый — уникальная личность. Но что является общей судьбой, миссией еврейского народа?
На протяжении тысячелетий Менора являлась символом народа Израиля, олицетворением миссии евреев. В Иерусалимском Храме горел Семисвечник. Впервые свет Меноры был зажжен Аароном, после того как главы других колен принесли свои дары для открытия Мишкана, переносного Храма. «И говорил Всевышний Моисею, скажи Аарону: когда ты будешь зажигать Светильник…» (Бамидбар, 8:2).
«Почему раздел о светильнике расположен сразу после раздела о дарах глав колен? — спрашивает Раши и приводит слова мудрецов Талмуда: — Когда Аарон увидел дары, которые дали главы колен, то сердце его дрогнуло, потому что ни он, ни его колено [левитов] не участвовали в этом. Сказал ему Всевышний: “Твоя миссия больше их, ведь ты зажигаешь светильник!”»
Как бы ни важны были дары других колен, которые использовались для нужд Храма, все же миссия Храма заключалась в том, чтобы нести свет.
И что бы ни делал человек в своей жизни, какой бы ни занимался профессией, его главной миссией остается нести свет, освещать и согревать свою душу, свою семью и весь мир.