Темы: Бемидбар, Дарование Торы, Пустыня, Рассказы
«И говорил Б-г с Моше в пустыне Синай» (1:1). Наш учитель, автор книги «Бен Иш Хай», спрашивает: почему Тора была дана в пустыне, а не в стране Израиля, где «каждый сидел бы под своей виноградной лозой и своим фиговым деревом»? Ведь «воздух страны Израиля умудряет» (Бава Батра 158 б), и к тому же, святость этой страны благотворно повлияет на получающих Тору. Он пояснил эту тему с помощью притчи.
История про юношу из богатой семьи, которого родители решили женить на дочери из богатой семьи. Но на встрече с ней он увидел, что она глупая и наивная, и потому отказался. Вместо этого, он захотел взять в жены дочь бедных родителей, бывшую мудрой и сообразительной. Обратился он к ее отцу и попросил ее руки.
Отец остудил воодушевление юноши, сказав, что его родители не согласятся на такую свадьбу, поскольку невеста бедна.
«В таком случае, я откажусь от всего богатства, лишь бы взять вашу дочь!» — решительно заявил юнец.
Так и произошло. Когда его родители не захотели даже слышать про помолвку, парень ушел из родительского дома, одел простую одежду и поселился в жалкой лачуге недалеко от родителей невесты. Он довольствовался скудным хлебом и водой в течение недель. Когда отец невесты увидел, что он настроен серьезно, то позвал этого парня и повелел: «Открой эту коробку и посмотри, что в ней лежит!»
Парень открыл коробку, и его глаза засияли. Она была полна алмазов и драгоценных камней. Отец невесты объяснил: «Все свое богатство я хранил только для моей драгоценной дочки и не желал, чтобы кто-либо узнал о нем — иначе, быть может, ее захотят ради ее денег. Но увидев твое сильное желание жить с моей дочерью даже в нищете, я решил, что ты вправе жениться на ней, взяв заодно все имущество, которое я сэкономил для нее с момента ее рождения».
Смысл этой притчи ясен. Народ Израиля, еще будучи в пустыне, продемонстрировал свое решение. Евреи были готовы принять Тору, даже находясь в сухом и бесплодном месте, живя в шатрах и не имея никакой земли. В заслугу того, что народ Израиля самоотверженно прильнул к Торе, Святой, благословен Он, дал им в наследние хорошую землю — землю с потоками воды, текущую молоком и медом (Шульхан Шаббат Арух).
Рав Моше Пантелят,
из цикла «От Синая до наших дней»
Передача Устной Торы от Гилеля до раби Йегуды Анаси.
Рав Моше Пантелят,
из цикла «От Синая до наших дней»
Структура Мишны и цепочка передачи Торы от Синая до раби Йегуды Анаси.
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Великие раввины»
Реувен Пятигорский о рабби Шимоне бар Йохай
Рав Александр Кац,
из цикла «Еврейские мудрецы»
Биография прославленного чудотворца и праведника.
Рав Моше Пантелят,
из цикла «От Синая до наших дней»
Первая попытка записи Устной Торы.
Рав Цви Вассерман
Из лекции, прочитанной на подпольном семинаре по иудаизму в Ленинграде.
Рав Александр Кац,
из цикла «Еврейские мудрецы»
Глава мудрецов в период после разрушения Второго Храма
Рав Гедалия Шестак,
из цикла «Еврейская история со времен постройки второго Храма»
Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»
Составление мишны, барайты и мидрашей
Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»
В 3898 (138) году, после смерти Адриана римским императором стал умеренно настроенный Антонии Пий (Пий Благочестивый). Преследования евреев постепенно прекратились
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Великие раввины»
Раби Меир, известный как Бааль Анес (Чудотворец) — величайший мудрец эпохи Мишны
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Великие раввины»
Великий мудрец и учитель, начал учиться в 40 лет и достиг невиданного уровня и величия в Торе.