Из цикла «Притчи Магида из Дубно», темы: Ваера, Авраам, Магид из Дубно, Сдом, Еврейская притча
«И Б-г сказал: “Утаю ли Я от Авраама, что Я делаю (в Сдоме)? Ведь он будет народом великим… и благословятся через него все народы земли”»[1].
Притча.
Два торговца отправились в путь. Один из них был молод, а второй в летах, и у него уже появилась седина. Когда они прибыли в большой город, увидели множество лавок, где продавалась одежда. Пожилой торговец сказал: «Мне так хочется купить моему маленькому сыну красивую одежду! Но я опасаюсь, что она не подойдет ему по размеру». Молодой же сказал: «Я возьму две или три одежды». Пожилой спросил: «А что ты будешь делать, если одежда не подойдет по размеру твоим детям?» Молодой объяснил: «У тебя есть только один сын. И ты правильно сделал, что не стал покупать ему одежду, ведь если она не подойдет, на кого ты ее наденешь? Но у меня есть дети разных возрастов, и сам я еще молод. Даже если одежда не подойдет никому, она пригодится для детей, которые у меня еще родятся».
Смысл этой притчи в том, что все, что делал Всевышний нашему праотцу Аврааму, да покоится с миром, делалось и для будущих поколений. Поэтому, когда Всевышний захотел обрушить на Сдом пламя, сказал: «Утаю ли Я от Авраама, что Я делаю?» — чтобы Авраам молился за его жителей. И хотя Всевышний знал, что нет смысла в молитве за жителей Сдома, как это видно далее в Торе, все же эта молитва Авраама не была напрасной. Всевышний хранил ее для будущих поколений. Поэтому и сказано: «Ведь он будет народом великим» — у него будет большое потомство, и хотя сейчас его молитва не поможет, она поможет будущим поколениям.
[1] Берешит 18:17-18
Редакция благодарит рава Элазара Нисимова, раввина общины горских евреев Москвы «Байт Сфаради», за любезное разрешение опубликовать эту книгу
Рав Моше Пантелят,
из цикла «От Синая до наших дней»
Передача Устной Торы от Гилеля до раби Йегуды Анаси.
Рав Моше Пантелят,
из цикла «От Синая до наших дней»
Структура Мишны и цепочка передачи Торы от Синая до раби Йегуды Анаси.
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Великие раввины»
Реувен Пятигорский о рабби Шимоне бар Йохай
Рав Александр Кац,
из цикла «Еврейские мудрецы»
Биография прославленного чудотворца и праведника.
Рав Моше Пантелят,
из цикла «От Синая до наших дней»
Первая попытка записи Устной Торы.
Рав Цви Вассерман
Из лекции, прочитанной на подпольном семинаре по иудаизму в Ленинграде.
Рав Александр Кац,
из цикла «Еврейские мудрецы»
Глава мудрецов в период после разрушения Второго Храма
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Великие раввины»
Великий мудрец и учитель, начал учиться в 40 лет и достиг невиданного уровня и величия в Торе.
Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»
Составление мишны, барайты и мидрашей
Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»
В 3898 (138) году, после смерти Адриана римским императором стал умеренно настроенный Антонии Пий (Пий Благочестивый). Преследования евреев постепенно прекратились
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Великие раввины»
Раби Меир, известный как Бааль Анес (Чудотворец) — величайший мудрец эпохи Мишны
Рав Александр Кац,
из цикла «Еврейские мудрецы»
«...в поколении р. Меира не было подобного ему в мудрости»