Из цикла «Даат тфила», темы: Человек, Цель творения, Смысл жизни, Даат тфила, Рав Эуд Авицедек
«Мы видим, что у души есть разум изучать все, что есть в мире. И есть у нее другой, высший разум, которым она знает себя, и знает свое знание, и это — разум разума. Этим разумом она близка к Творцу. Ибо человек в час своего рождения подобен животному, и когда он приобретет разум, у него будет преимущество над животным, а если зайдет далеко в знании и мудрости, то премного отдалится от животного, и душа его поднимется на высшую ступень, ибо она размышляет о высших вещах. Если же она займется размышлениями о Творце, добавит еще возвышение себе, если же будет знать себя, преумножит свой уровень в несколько раз, ибо, познавая себя, он будет знать все знания, ибо вся знания включены в душу. И потому, когда она поднимется, то весьма приблизится к Творцу и отдалится от смерти, ибо смерть властвует только над телами, близкими к ней, а на далекими от нее силами она не властна. И еще: душа человека своим разумом и мудростью знает своего Создателя, и если она связана с Ним, еще будучи в теле, то мы не сомневаемся, что соединится с Ним после того, как выйдет из тела» (Рабейну Там, Сефер аЯшар).
«Познавая себя, будет знать все знания, ибо все знания включены в душу». Эта концепция весьма широка и глубока, мы опишем ее лишь вкратце и дадим только определения. Приведем слова мудрецов и наших учителей.
Человек называется «тайной мира», поскольку он — микрокосм. «Святой, благословен Он, да будет Его великое Имя благословенно вовеки и вовеки веков, Своей мудростью и разумением сотворил весь мир, и сотворил небо и землю, высших и нижних. И создал в человеке все, что сотворил в Своем мире» (Авот дераби Натан).
В этом сущность человека, он сотворен в образе Б-га. Как объяснили нам учителя: «Всевышний после того, как сотворил все миры, сотворил человека, последним в акте творения, замечательное создание… В него включены чистоты чудных светов и высших миров и чертогов, которые предварили его. И все строение высшей Славы в порядке глав Колесницы. И все частные силы, находящиеся во всех высших и нижних мирах. Все они дали силу и часть от самих себя в его строительстве и включились в него в числе составляющих его сил». (Нефеш аХаим ч.1 гл. 4). «Познав себя, будет знать все знания, ибо вся знания включены в душу» (Рабейну Там).
Созданный по образу Б-га, знающий суть своего строения сможет уразуметь пути Творца в управлении мирозданием, через которые Тот раскрывается Своим созданиям. Как объясняется в словах раби Моше Кордоверо, приведенных выше, человек построен «в тайне Высшей формы», тайне образа Б-га. Подробно же это объясняется в первой части книги Нефеш аХаим.
Вот как объясняет Рамхаль обязанность человека познать самого себя: «Второе знание (которым человек должен заниматься, чтобы стать истинным служителем Всевышнего) — знать самого себя. Здесь начинаются основные знания. Тайна этого тела во всей его форме и органах и всех аспектах управления им — как они укоренены в высших сфирот, что все они приходят к этой категории образа человека. Именно в этом смысле он — последнее творение, и все тянется к нему. Кто он? Что есть человек, в руках которого все это служение? И тогда поймет, как следует, почему он — завершение всего мироздания. И поймет связи между собой и сфирот, и что все аспекты служения зависят от этого знания. И как происходит исправление тела: здесь понимается тайна этого образа, который соответствует относящимся к нему замыслам… и так достигается понимание “Из плоти моей я увижу Б-га” — видеть и понимать все действия человека и его движения, как все они укоренены в сфирот» (Предисловие к изучению Мудрости).
Об этом сказано: «Велика сила пророков, уподобляющих форму ее Создателю». А истинные мудрецы «знают эту истину посредством находящегося в них духа святости».
Рав Моше Пантелят,
из цикла «От Синая до наших дней»
Передача Устной Торы от Гилеля до раби Йегуды Анаси.
Рав Моше Пантелят,
из цикла «От Синая до наших дней»
Структура Мишны и цепочка передачи Торы от Синая до раби Йегуды Анаси.
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Великие раввины»
Реувен Пятигорский о рабби Шимоне бар Йохай
Рав Александр Кац,
из цикла «Еврейские мудрецы»
Биография прославленного чудотворца и праведника.
Рав Моше Пантелят,
из цикла «От Синая до наших дней»
Первая попытка записи Устной Торы.
Рав Цви Вассерман
Из лекции, прочитанной на подпольном семинаре по иудаизму в Ленинграде.
Рав Александр Кац,
из цикла «Еврейские мудрецы»
Глава мудрецов в период после разрушения Второго Храма
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Великие раввины»
Великий мудрец и учитель, начал учиться в 40 лет и достиг невиданного уровня и величия в Торе.
Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»
Составление мишны, барайты и мидрашей
Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»
В 3898 (138) году, после смерти Адриана римским императором стал умеренно настроенный Антонии Пий (Пий Благочестивый). Преследования евреев постепенно прекратились
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Великие раввины»
Раби Меир, известный как Бааль Анес (Чудотворец) — величайший мудрец эпохи Мишны
Рав Александр Кац,
из цикла «Еврейские мудрецы»
«...в поколении р. Меира не было подобного ему в мудрости»