Бесконечная и неизменная Первопричина, которую р. Моше называет Эйн-соф (Бесконечность), по его словам по-прежнему пронизывает всю Вселенную и проявляет себя в каждом ее элементе — так, что «ничто не существует вне Б-га».
Раби Моше бар Яаков Кордоверо (Рамак) — один из величайших кабалистов всех поколений. Годы жизни: 5282—5330 (1522—1570 гг.). Жил в Цфате.
Предполагают, что его фамильное прозвище Кордоверо родилось от названия испанского города Кордова — так как он происходил из семьи изгнанников из Испании.
Изучал законы Торы у автора кодекса Шульхан Арух, мудреца раби Йосефа Каро, а сокровенные разделы Торы — у кабалиста раби Шломо Алькабеца, в его знаменитой ешиве, расположенной на горе Мерон возле Цфата. Впоследствии он женился на сестре р. Алькабеца.
Еще в юности, не достигнув и двадцати лет, получил смиху (раввинское посвящение) от главного раввина Цфата р. Яакова Бейрава.
Основал в Цфате свой дом учения, где преподавал кабалу. Наиболее выдающимися из его учеников были р. Элияу Ди Видас, р. Авраам Галанти и р. Хаим Виталь.
Когда в 5330 (1570) году из Египта в Цфат прибыл р. Ицхак Лурия (Аризаль), он также вошел в группу учеников р. Кордоверо. И впоследствии Аризаль называл его «наш наставник и учитель».
В своем основном труде, трактате Пардес римоним («Гранатовый сад»), р. Моше Кордоверо подвел итоги развитию идей кабалы за три века, начиная с опубликования книги Зоар («Сияние»).
Особенное внимание в своей книге он уделяет исследованию взаимоотношений Творца и сотворенной Вселенной. Автор подчеркивает, что бесконечная и неизменная Первопричина, которую он называет Эйн-соф (Бесконечность), по-прежнему пронизывает всю Вселенную и проявляет себя в каждом ее элементе — так, что, по выражению самого р. Кордоверо, «ничто не существует вне Б-га».
Его перу принадлежат и другие значительные трактаты по кабале: Сефер аГейрушин («Книга отлучения»), Шиур кома («Во весь рост») и Ор Неэрав («Сладостный свет»), а также комментарий на книгу Зоар.
Р. Кордоверо написал этический трактат Томер Двора («Пальма Дворы»), в котором призывает человека строить свой характер, используя в качестве примера представленные в Торе атрибуты Всевышнего — Его долготерпение, Его готовность прощать, Его верность своему слову и т.д.
Р. Моше Кордоверо умер двадцать третьего Тамуза 5330 (1570) года.
Его сын, р. Гедалья Кордоверо, стал в дальнейшем главным раввином Иерушалаима.
Книги р. Моше Кордоверо были изданы лишь после его смерти. Первым вышел из печати его трактат Пардес Римоним — он был издан усилиями учеников в Венеции в 5346 (1586) году, а в 5352 (1592) году он был выпущен вторично — в типографии Кракова. В 5347 (1587) году в Венеции вышел в свет трактат Ор Неэрав, а за ним, в 5349 (1589) году последовал этический трактат Томер Двора (в дальнейшем эта книга выдержала множество изданий, став одной из самых популярных книг мусара).
Спустя три века — в 5643 (1883) году в Варшаве — был впервые издан трактат Шиур Кома. И наконец, в 5652 (1892) году в типографии польского города Пшемысля был опубликован его комментарий к молитвеннику, получивший название Тфила леМоше («Молитва Моше»). Все эти книги оказали решающее влияние на развитие кабалы.
Однако и по сей день значительная часть его кабалистических сочинений, в том числе и комментарий на Зоар, по-прежнему остается в рукописях.