Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Не возненавидь брата своего в сердце, не мсти и не храни зла на сынов народа своего»Тора, Ваикра 19, 17—18
Тема

Испания и евреи

История евреев Испании теснейшим образом связана с историей страны. Евреи в Испании, активно приобщаясь к местной культуре, тем не менее не только сохранили свои традиции, но и довели еврейскую богословскую и философскую мысль до небывалой глубины. С Испанией связаны имена Рамбана, Рамбама, Йеуда аЛеви и многих других мудрецов. Именно здесь были заложены основы сефардской традиции (Испания на иврите — «Сфарад»). Насильственное крещение, инквизиция и последующее за этим изгнание из Испании в 1492 году унесли огромное количество жизней евреев. Это событие во многом стало поворотным моментом для истории всего еврейского народа.

Оглавление

Ранний период [↑]

Когда точно появились первые евреи в Испании — неизвестно. В ТаНаХе неоднократно упоминается город Тартесс (Таршиш), с которым велась торговля во времена царя Шломо (Соломона). По современным данным, он находился в Испании, рядом с Севильей. Среди историков существует консенсус, что еврейские купцы начали прибывать в Таршиш сразу после его возникновения как крупного торгового порта на Гвадалквивире, то есть в IX-VIII вв. до н.э.

Еврейская традиция относит первые поселения в Севилье к периоду после разрушения Первого храма.

Во времена танаев (составителей Мишны), когда на Пиренейский полуостров распространялась власть Рима, отношение остальных жителей Испании к евреям было довольно благожелательным. Но усиление влияния католической церкви во всей Римской империи повлекло за собой сегрегацию евреев: церковный собор в Эльвире (примерно 305 г.) запретил христианам жить в домах евреев и есть с ними за одним столом.

При христианах [↑]

В V веке Испанию завоевали вестготты, а в VI в., после того как король вестготтов Рэккаред принял католичество, по требованию церкви были введены дискриминационные антиеврейские законы. Евреям было запрещено занимать общественные должности, читать псалмы при погребении, а также владеть рабами-христианами.

Следующий король Испании — Сисибут — повелел всем евреям принять христианство или покинуть страну. Многие вынуждены были пойти на формальное крещение, надеясь со временем вернуться к иудаизму. Но немало евреев осталось верным Торе и бежало.

Почти сто лет евреи находились в ужасном положении между жизнью и смертью. Они потеряли большую часть имущества. Им запретили вести торговлю с христианами, запретили даже приближаться к морскому побережью. Все было направлено на то, чтобы заставить евреев изменить своим убеждениям, но, когда король убедился, что все попытки повлиять на них оказались напрасными, а также узнал, что евреи, бежавшие в Африку, помогают арабам готовиться к сражениям с христианами, он приказал поработить всех евреев Испании и отобрать у них детей старше шести лет.

Золотой век испанского еврейства [↑]

В 4471 (711 н.э.) году Испания стала частью огромного арабского государства. В середине VIII в. был образован Кордовский халифат, занявший большую часть Пиренейского полуострова.

При арабах всем жителям страны была предоставлена полная свобода вероисповедания, и насильно обращенные в христианство смогли вернуться к религии своих отцов. В этот период евреи превратились из преследуемой группы в правящую, недаром его называют «золотым веком».

На годы арабского правления пришелся расцвет университетской жизни. В университете Кордовы лекторы и студенты дискутировали о философии Платона и Аристотеля, изучали древние методы врачевания по книгам, переведенным на арабский язык. Здесь находилась огромная библиотека греческой и арабской литературы.

Евреи Испании принимали участие в научной работе. Благодаря им развивалось сравнительное языкознание, шла активная работа по изучению еврейского и арабского языков. В те времена были составлены знаменитые грамматики еврейского языка.

Одной из крупнейших фигур, повлиявших на развитие испано-еврейской культуры, был раби Хасдай ибн ШапрутХасдай Абу Юсуф бен Ицхак бен Эзра бен Шапрут (годы жизни: 4660-4730/900-970 гг.). Он родился и жил в Кордове, хорошо знал Танах и Талмуд, прекрасно владел еврейским, арабским и латинским языками, изучал медицину.

Халиф Кордовы Абдурахман III назначил его своим личным врачом и советником. Благодаря своему высокому положению, раби Хасдай имел возможность помогать еврейским мудрецам и поддерживать еврейские общины Испании.

Раби Хасдай покровительствовал наукам и еврейской литературе. По его заказу выдающийся грамматик и исследователь языка Торы Менахем бен Сарук написал книгу «Махберет», вызвавшую большой резонанс в стране. В этой книге систематизирована лексика Танаха по корневым признакам и даются разъяснения морфологии священного языка. Великие комментаторы Торы Раши и Рашбам широко использовали «Махберет» Ибн Сарука в своей работе.

Когда выдающийся учитель раби Моше бен Ханох прибыл в Кордову, он основал там крупнейшую в стране сшиву, которая со временем стала центром Торы на Западе Европы. Раби Моше воспитал такую замечательную плеяду мудрецов, которые могли самостоятельно решать принципиальные алахические вопросы. В эпоху распада огромного халифата и трудностей связи с далеким Вавилоном возделанные на испанской почве ростки Торы спасли от духовной гибели западноевропейское еврейство.

Глава еврейской общины Андалузии раби Шмуэль Анагид учился в ешиве раби Ханоха, где приобрел глубокое знание Талмуда. И нынешнее поколение пользуется его книгой «Маво ЛеТалмуд» (Введение в Талмуд), которая содержит объяснение многих талмудических понятий. Заботясь о распространении учения Талмуда, раби Шмуэль за свой счет заказывал переписку книг и передавал их в руки еврейских мудрецов.

Евреи всей Испании видели в раби Шмуэле своего духовного вождя и дали ему имя «аНагид» т.е. «князь». Кроме того, он изучал светские науки и получил известность как выдающийся поэт, писавший на арабском и еврейском языках.

Духовную славу и должность раби унаследовал его сын Йосеф. Раби Йосеф был большим знатоком Торы.

Мусульмане не могли смириться с тем, что над ними властвует богатый и умный еврей: они оклеветали его и обвинили в измене, когда совет, данный раби Йосефом королю, оказался неудачным. В 4826 (1066) году мусульманская чернь напала на еврейского советника, убила его и, вместе с ним, многих евреев Гренады.

Раввин и мыслитель, гениальный поэт и философ Раби Шломо ибн Гвироль в Малаге вошел в круг знатоков Торы, которых сплотил р. Шмуэль Анагид. Раби ибн Гвироль составил труд по еврейской этике «Тикун амидот». Основной философский труд Ибн Гвироля «Источник жизни» целиком сохранился лишь в латинском переводе. В этом трактате исследуется связь и взаимодействие бессмертной души и смертного тела.

На эти годы пришелся расцвет еврейской поэзии в Испании, и Ибн Гвироль был одним из лучших поэтов того времени. Он воспевал могущество Всевышнего и душу человека, оплакивал судьбу Израиля и говорил о грядущем избавлении. Многие из его стихов вошли в состав молитв, и самый известный из его пиютов — это «Адон Олам».

Выдающийся представитель еврейской этической мысли, поэт и философ Раби Бахье бен Йосеф ибн Пакуда написал в этот период в городе Саросе на севере Испании знаменитый труд «Ховот Алевавот». Книга учит нравственному отношению к людям — творениям Б-жьим, учит впитывать в себя мудрость Вс-вышнего. Написанная для широкой публики на арабском языке, эта книга в переводе на иврит является сегодня одним из популярнейших наставлений по самосовершенствованию, которое до сих пор изучают десятки тысяч евреев.

Люсейн и школа Рифа [↑]

В это же время жил выдающийся знаток Талмуда раби Ицхак ибн Гаят, рав общины в Люсейне, что рядом с Кордовой. До сих пор используются его некоторые религиозные постановления. Дошли до наших дней и сочиненные им субботние песни.

Великий еврейский мудрец и мыслитель раби Ицхак Альфаси (Риф), прибыв в Люсейн из Марокко, основал ешиву, ставшую центром Торы в Испании, а после смерти раби Ицхака ибн Гаята евреи общины избрали его своим равом.

Риф прославился своей книгой «Сефер аалахот», где он рассматривает только те законы, которые являются актуальными и после разрушения Храма.

На книгу Рифа было написано немало комментариев, а в эпоху гонений на Талмуд во многих городах Западной Европы она сделалась основой учения и принятия алахических решений. О нем можно сказать, что именно он основал сефардскую традицию и был ее первым учителем. В современных изданиях Талмуда комментарий Рифа следует сразу за основным текстом Талмуда.

Ученики рава Альфаси стали выдающимися раввинами и мудрецами, главами своих поколений.

Изменения на Пиренеях в конце XI-го века

В XI в. Кордовское королевство, пережив период феодальных смут и волнений, пришло в упадок. В 30-хх годах XI века оно фактически распалось на многие мелкие княжества, и с этого времени христиане стали проникать на юг Испании.

В 4845 (1085) году король Кастилии Альфонсо V захватил город Толедо и сделал его своей столицей.

Отношение христианских завоевателей к евреям было благосклонным, так как они видели в евреях реальную политическую и экономическую силу. Альфонсо V надеялся с помощью евреев покорить и южную Испанию.

Но в этот момент из Марокко в Пиренеи пришли племена берберов, разбили войска Альфонсо V и установили власть ислама над южной Испанией.

Более двухсот лет Испания была разделена на две части: мусульманскую и христианскую. Христианскую еврейские писатели называли Эрец Эдом, а мусульманскую — Эрец Ишмаэль.

При берберах евреи вновь стали занимать государственные должности. Так продолжалось около шестидесяти лет, пока новая фанатичная секта альмухадов — выходцев из Марокко — не покорила южную Испанию.

Альмухады изгнали из страны как евреев, так и христиан. Остаться могли только те, кто согласился принять ислам и исполнять все его законы.

Но таких среди евреев было немного. Большинство ушло в изгнание, переселилось в Эрец Эдом. Центр еврейства переместился в христианскую Испанию, культурным центром испанского еврейства стал город Толедо, столица христианского королевства Кастилия.

Еврейские мудрецы Кастилии [↑]

Автор книги «Кузари», которая стала одним из вершинных достижений еврейской мысли, знаток Торы, учившийся у самого Рифа, величайший из поэтов нашего народа в период после завершения Танаха раби Йеуда бен Шмуэль Алеви родился в Толедо в 4840 (1080) году.

Раби Йеуда аЛеви изучал Танах и Талмуд, философию и естествознание, медицину и арабскую литературу. Мировоззрение Торы он излагает в своем знаменитом философско-поэтическом произведении «Кузари». Построенная в виде диалога хазарского царя с еврейским мудрецом, книга объясняет сущность иудаизма.

Поэзия Йеуды аЛеви полна любви к Вс-вышнему, любви к народу Израиля, в ней боль нашей утраты Святой Земли и мечта о возвращении. Многих и многих евреев в каждом поколении воспламеняли и завораживали его стихи, воспевающие Эрец Исраэль. Его замечательные стихи вошли в состав многих молитвенников, в особенности, молитвенников восточных общин.

В этот же период жил в Толедо раби Авраам ибн Эзра, который был выдающимся талмудистом и комментатором Танаха, занимался исследованиями грамматики иврита, был известен как философ и поэт.

Чрезвычайно велика ценность его духовного наследия. Благодаря ему, книги комментариев к Танаху и грамматики, написанные мудрецами Испании на арабском языке, стали доступны исследователям в Италии и во Франции. В комментариях к Танаху Ибн Эзра проложил новый путь. Не отклоняясь ни на йоту от толкований наших мудрецов, он в поисках простого смысла проводит семантические исследования иврита. До сих пор комментарии Ибн Эзры считаются классическими и печатаются в большинстве изданий Танаха.

Выдающийся мудрец и историк еврейской мысли раби Авраам бар Давид Алеви Ибн Дауд, он же Раавад аРишон (годы жизни: 4870-4940 /1110-1180/ гг.) был автором «Книги кабалы», где он сделал исторический обзор передачи кабалистической традиции от периода Танаха до своего времени. Основным намерением книги было опровергнуть утверждения караимов, что кабала не является частью Торы, но последовательно изобретается мудрецами.

Раби Авраам бен Давид убедительно показывал, что каждое поколение передавало тайны Торы последующим поколениям как в дни танаев и амораев, так и в дни гаонов вплоть до еврейских мудрецов его поколения.

В ту же эпоху жил известный путешественник Биньямин из Туделы(Вениамин Тудельский). В 4920 (1160) году он отправился из Испании в Южную Францию и в Италию, а оттуда в Грецию. Из Кушты, через Анатолию и Сирию, он прибыл в Эрец Исраэль. Оттуда последовал в Вавилон, а вернувшись в Европу, посетил Северную Францию и Германию.

В книге «Путешествие Биньямина» он описывает увиденные страны и положение евреев в них. Книга раби Биньямина является ценным источником знаний о жизни еврейского народа в средние века.

Маймонид — раби Моше бен Маймон (Рамбам) [↑]

Один из величайших законоучителей всех эпох, кодификатор, философ, ученый, врач и учитель раби Моше бен МаймонРамбам, он же Маймонид, родился в городе Кордова в 1135-м году. Позже его семья бежала от преследований фанатичных мусульманских правителей Испании в Северную Африку.

В своем трактате «Перуш амишнайот» (комментарий на Мишну) он стремился сделать Мишну понятной для тех, кто был не в состоянии углубленно изучать Талмуд.

В книге Мишне Тора, которая и поныне считается одной из основных алахических книг, Рамбам систематизировал всю алаху, все законы, которые евреи обязаны были выполнять в дни Храма и в наши дни, будь то законы Торы или установления мудрецов, сведя в одно место рассуждения, которые в Талмуде зачастую разбросаны по разным трактатам. Свое сочинение Рамбам разделил на 14 частей, поэтому его также называют «Яд аХазака» (т.е. «Сильная рука» — числовое значение слова «Яд» /рука/ равно 14).

Самое крупное философское произведение Рамбама «Море Невухим» («Путеводитель блуждающих») призвано было наставить заблудших в пустыне сомнений и не находящих путь к вере, объяснить читателю самые трудные места Танаха, а также сущность пророчества и Б-жественного Провидения, и многие другие принципы нашей веры.

Еще при жизни Рамбам подвергся суровой критике со стороны некоторых авторитетных мудрецов. После его смерти еврейство Испании и Прованса разделилось на два лагеря: учеников и последователей Рамбама (маймонов) и его противников. В основном, возражения вызывали его мировоззренческие взгляды, изложенные в «Книге знания» (часть «Мишне Тора») и в «Море невухим». Оппоненты Рамбама опасались, что его идеи в той форме, в какой они изложены в этих книгах, могут спровоцировать пренебрежение к соблюдению заповедей. Маймоны же утверждали, что эти опасения неоправданы.

В 4998 (1238) году, по решению некоторых авторитетных раввинов, свитки «Море невухим» и нескольких других книг Рамбама были публично сожжены в Париже и Монпелье. Эти костры привлекли внимание церковников — и спустя всего три года по всей Франции были конфискованы и подвергнуты публичному сожжению свитки Талмуда.

Рамбан и христианское правление [↑]

В 1212 году объединенная армия христиан разбила берберских правителей Испании. В 1236 г. кастильцы завоевали Кордову, а через 12 лет пала Севилья. Постепенно большая часть Пиренеев, за исключением Гренады, переходила снова под власть христиан.

Евреи стали возвращаться в Южную Испанию, где христине-кастильцы защищали их своих же союзников, французских рыцарей. Испанским королям было понятно, что именно евреи создали и поддерживают могущество страны.

Постепенно влияние церкви в Испании росло, а вместе с ним росла и угроза существованию еврейской общины. Священники подстрекали торговцев-христиан и мелких аристократов к антиеврейским выступлениям, и испанская элита поддавалась их воздействию.

Один из крупнейших комментаторов Торы, Танаха и Талмуда, великий мудрец своего поколения раби Моше бен НахманРамбан (Нахманид) родился в 1195 году, в городе Герона, в испанской провинции Каталонии.

Уже в молодом возрасте Рамбан написал свои объяснения к Талмуду «Хидушей Рамбан», а также «Сефер а-Милхамот» и «Сефер а-Зхут аль а-Риф». Две последних книги принесли Рамбану мировую известность. Это труды в защиту знаменитого кодекса еврейского закона Рифа, составленного на основе Вавилонского Талмуда, поражают бережным отношением к традиции и стремлением понять каждый нюанс алахических постановлений.

Священники и, особенно, монахи-доминиканцы в этот период склоняли евреев к принятию христианства. Одной из форм давления на евреев было устройство диспутов о вере.

В 5023 (1263) году в Барселоне состоялся самый известный диспут такого рода, вошедший в историю как Диспут Нахманида. Еврей-вероотступник Пабло выступил против раби Моше бен Нахмана. Очень скоро доминиканцы поняли, что им не выстоять в споре против раби Моше и начали подстрекать чернь. Тогда по просьбе евреев король прекратил диспут.

Христиане обвинили Рамбана в оскорблении их веры и намеревались его убить, но король спас Рамбана, приказав ему покинуть страну на два года.

Раби Моше бен Нахман навсегда оставил Испанию. С большим трудом он добрался до Эрец Исраэль, где и жил до своей смерти в 5030 (1270) году.

Другим главой поколения мудрецов Испании в XII-м веке был Раби Меир бар Тодрос Алеви Абулафия (Рама; годы жизни: ок.4930-5005 /ок.1170-1245/ гг.), автор книги «Яд рама» — комментариев на Талмуд. В молодые годы он был даяном (судьей) в Толедо, а затем возглавлял ешиву этого города.

Раби Абулафия был высшим алахическим авторитетом среди мудрецов Испании; за решением сложных вопросов к нему обращались многие знатоки Торы, в том числе и Рамбан, который был его талмид-хавером (младшим товарищем в изучении Торы).

Права евреев при христианах постоянно урезались. У правящих кругов и священников стали появляться мысли об изгнании всех евреев из страны и о полной конфискации их имущества. Король не торопился с изгнанием, так как понимал, что для государства значительно выгоднее взять евреев на королевскую службу. Естественно, евреи-вельможи помогали своему народу, что вызывало особенную ненависть толпы.

Отношение к евреям становилось все более и более двусмысленным. Так, король Альфонсо X (1252—1284 гг.) обязал евреев прикреплять к своей одежде знак позора, но, в то же время, назначал евреев на высокие государственные должности.

Испания в XIII — XIV веках — мировой центр изучения Торы

В XIII-м веке в Испании еврейская жизнь начала угасать, но даже и тогда здесь жили и работали Раби Менахем бар Шломо Меири — один из наиболее значительных комментаторов Талмуда; раби Шломо бар Авраам Адерет (Рашба) (4995-5070 /1235-1310/ гг.) — выдающийся комментатор Талмуда, на протяжении многих лет возглавлявший барселонскую ешиву, глава поколения мудрецов Испании, которого называли Манъиг адор (Вождь поколения).

С прибытием же общепризнанного главы мудрецов диаспоры во времена Средневековья, одного из величайших законоучителей всех времен рабейну Ашера Бен Йехиэля (Роша) Испания вновь — как и в дни «золотого века» — стала основным центром изучения Торы, ведь теперь в стране находились оба лидера поколения — и Рашба, и Рош. Рош создал в Толедо ешиву, которая привлекла сотни учеников со всех уголков Европы.

Рош сделал Вавилонский Талмуд основным предметом изучения в своей ешиве (как это было принято в ешивах Франции и Германии): в основном, изучались именно законодательные разделы.

Другим итогом преподавательской деятельности Роша в ешиве стал его прославленный кодекс, за которым закрепилось название «Пискей а-Рош» (Законодательные решения Роша). В этом кодексе Рош подвел итоги более чем двухвековой законодательной работы авторов Тосафот. Он сумел органично объединить ашкеназские и сефардские трактовки многих законов.

Законодательные решения, приведенные в его кодексе, как правило, подкреплены стройной системой доказательств и подробными указаниями на источники. В этом он видел важное преимущество своего кодекса перед кодексом Рамбама, на который опирались в тот период судьи в Испании.

В последующих поколениях кодекс Роша стал одним из фундаментальных источников закона. Великий законоучитель, составитель книги Шульхан Арух, живший гораздо позже Роша — раби Йосеф Каро, — говорит в предисловии к своей книге: «Я решил положиться на три столпа закона, на которых зиждется весь дом Израиля: на Рифа, Рамбама и Роша — …и там, где двое из них согласны друг с другом, закон устанавливается по их мнению».

Раби Нисим бар Реувен (Ран; годы жизни: ок. 5070ок. 5135 /ок. 1310 — ок. 1375/ гг.) — глава своего поколения мудрецов Испании, выдающийся законовед и комментатор Талмуда, — возглавлял барселонскую ешиву. Из многих общин диаспоры обращались к нему за решением сложных алахических проблем, и он составил несколько тысяч респонсов. Сохранились лишь немногие из них — они собраны в книгу «Тшувот а-Ран» (Ответы Рана).

Раби Йом-Тов бар Авраам Асевили (Ритва; 5010-5090 /1250-1330/ гг.) — духовный лидер своего поколения, один из наиболее выдающихся исследователей Талмуда: он написал хидушим (аналитические заметки) к большинству трактатов Талмуда. В этих заметках он приводит и мнения авторов Тосафот из Франции и Германии, и мнения мудрецов Испании и Прованса, а также сообщает свои собственные наблюдения и открытия. Заметки Ритвы, наряду с комментариями Раши и Рашбы, относятся к числу наиболее изучаемых.

Бааль Атурим (Раби Яаков бен Ашер, ок. 5029—5103 /ок. 1269-1343/ гг.) — один из величайших кодификаторов законов Торы, сын Роша, составитель алахического кодекса «Арбаа Турим», которому удалось бежать из Германии в Испанию, разработал совершенно новый принцип систематизации материала, который впоследствии лег в основу всей еврейской законодательной литературы. Весь материал он разделил на четыре больших раздела, по его терминологии, «ряда» — отсюда и название книги: «Арбаа турим»«Четыре ряда».

Кабала в Испании [↑]

С самого дня дарования Торы часть ее была скрыта от обычных людей, и мудрецы-праведники из поколения и поколение передавали эту скрытую мудрость (кабалу) лишь посвященным. Эти мудрецы, которых называют Аншей хен Мужи «хохмат нистар» (скрытой мудрости) — постигали внутренний смысл каждой буквы, каждого знака в Торе, смысл каждой заповеди Торы.

Составленная знаменитым танаем раби Шимоном бар Йохаем книга «Зоар» передавалась из уст в уста, но впервые была записана именно в Испании, где знаток кабалы, выдающийся мудрец Кастилии раби Моше ди Лион переписывал эту книгу и раздавал тем, кто был этого достоин.

Изучение кабалы укрепляло евреев, которые, благодаря ей, оставались преданны Торе. Испанские раввины унесли тайную мудрость с собой в изгнание, и она способствовала возрождению еврейских общин в новых местах. После изгнания евреев из Испании центр изучения кабалы переместился на Святую Землю, в город Цфат.

Погромы 1391-го года [↑]

В 5151 (1391) году, после подстрекательской проповеди против евреев севильского священника Фернандо Мартинеса, на еврейский квартал Севильи обрушилась разгоряченная толпа. Банды убийц и грабителей двинулись на еврейские дома, сокрушая все на своем пути.

Из еврейской общины Севильи, насчитывавшей 30 тысяч человек, 4 тысячи было убито, а множество женщин и детей было продано в рабство богатым арабам. Перед лицом смерти большинство евреев перешло в христианство, сохраняя в душе надежду на возвращение к Торе. Только нескольким семьям удалось избежать злой участи и скрыться.

Массовые убийства повторились в восьмидесяти населенных пунктах Кастилии. Казалось, вернулись времена крестовых походов. Живший в Толедо раби Йеуда бен Ашер, потомок Роша, убил всех членов своей семьи и покончил с собой, опасаясь, что муки окажутся сильнее веры отцов.

Евреи Испании в последний век перед изгнанием [↑]

Значительная часть усилий еврейских мудрецов Испании в этот период была поневоле направлена на защиту от нападок католических философов, которые мечтали стереть еврейство с лица земли.

Ученик Рана раби Ицхак бар Шешет (Риваш) стал главным равом Сарагоссы. Со времен великого Рашбы испанское еврейство не знало более популярного, общепризнанного лидера. Его комментарии пользовались известностью во многих странах.

Выдающийся мыслитель раби Хасдай Крескас в 5153 /1393/ году получил разрешение властей воссоздать общину в Барселоне, а затем и в Валенсии. Он основал ешиву, подготовил множество учеников и стал общепризнанным главой нового поколения евреев Испании.

Наиболее выдающимся среди учеников раби Хасдая был р. Йосеф Альбо, автор знаменитой «Сефер Аикарим» («Книга основ»). В этой книге он упорядочил основы веры Израиля таким способом, чтобы читатель знал, как отвечать на нападки священников. 13 принципов веры Рамбама он сократил до трех: существование Б-га, дарование Торы, награда и наказание.

Одним из самых знаменитых мудрецов того периода был раби Ицхак Абарбанель, чьим знаменитым комментарием к Танаху мы пользуемся и сейчас. Став министром финансов Испании, он изыскал для короля и королевы Изабеллы средства, необходимые для войны с Гренадой. Увы, завоевание Гренады окончилось изгнанием евреев.

Раби Ицхак бар Яаков Канпантон (Гаон из Кастилии; умер в 5223 /1463/ г.) возглавлял большую ешиву в г. Саморе, на северо-западе королевства Кастилия. Книга р. Канпантона «Даркей Аталмуд» («Пути учения») посвящена методам постижения устной Торы. Подход к обучению, выработанный р. Канпантоном, оказал значительное влияние в последующих поколениях: по его методике обучались, например, изгнанники из Испании, обосновавшиеся в Цфате.

Гаон из Кастилии считается одним из трех великих мудрецов, завершивших эпоху ришоним: он — в Испании, р. Исраэль Исерлин (Маарай) — в Германии и р. Йосеф Колон (Маарик) — в Италии.

Ученик раби Канпантона, рав Ицхак Абуав — один из духовных лидеров испанских евреев поколения изгнания, автор книги «Светящаяся менора». В 5253 /1493/ году, когда указ об изгнании был уже обнародован, р. Абуав во главе депутации, состоявшей из тридцати глав испанской общины, отправился к королю Португалии Хуану II и добился, чтобы евреям было предоставлено убежище в этой стране.

Раби Ицхак бар Моше аРама (Бааль Аакеда; годы жизни: ок. 5180-5254 /ок.1420-1494/ гг.) — знаменитый комментатор Писания, возглавлявший ешиву в г. Саморе, составил комментарий на Пятикнижие, названный «Акедат Ицхак» (Жертвоприношение Ицхака). Его толкования отличаются особенной глубиной и поэтической образностью.

Инквизиция [↑]

После того, как наследник арагонского престола Фернандо взял в жены наследницу кастильского королевства Изабеллу, и Арагон объединился с Кастилией, началось последнее действие трагедии испанского еврейства.

В план Фернандо и Изабеллы входил захват мусульманской Гренады, принуждение к крещению евреев и мусульман и превращение Испании в католическое королевство. Реализация плана началась с преследования анусим насильственно крещеных, которых испанцы издевательски называли маранами («свиньями»). Королевская чета обратилась к папе с просьбой устроить инквизицию, чтобы судить каждого подозреваемого в тайном исполнении еврейских обрядов.

Первый суд инквизиции состоялся в Севилье в 5240 (1480) году. Он завершился ужасной церемонией, на которой заживо сожгли шестерых анусим. Это был большой праздник для священников и знати.

Только в течение одного года в Севилье казнили 500 анусим. Для поощрения доносительства значительную часть имущества осужденных передавали доносчикам.

В 5243 (1483) году во главе инквизиции встал доминиканский священник Томазо Торквемада. Жестокий фанатик замучил тысячи человек. Анусим организовали заговор и убили Великого Инквизитора, после чего жуткие преследования обрушились на выкрестов. Многие из приговоренных к смерти проявляли удивительную силу духа. Десятки лет братья по крови осуждали их за предательство, но теперь, перед лицом смерти, они возносили еврейскую молитву.

Десять лет объединенные армии Кастилии и Арагона вели войну с последним мусульманским государством на испанской земле, Гренадой. Но в конце концов, и она была захвачена в 1492 году, и вся Испания снова стала христианской.

Изгнание из Испании [↑]

Вскоре после завоевания в Гренаде был зачитан указ, обязывающий евреев в течение четырех месяцев креститься или покинуть страну. Всякий еврей, оставшийся в Испании после этого срока, объявлялся вне закона.

Евреям разрешили продать свое имущество и взять с собой некоторые вещи, за исключением драгоценностей. Евреи Кастилии и Арагона были потрясены. Их представители во главе с доном Ицхаком Абарбанелем пытались добиться отмены жестокого приговора, но тщетно.

Торквемада и его приспешники надеялись, что основная масса евреев изберет крещение. Но подавляющее большинство еврейского народа выдержало испытание. Лишь немногие пожелали остаться в Испании.

Многие поспешили покинуть Испанию задолго до назначенного срока, а некоторые оставались до последнего дня. И 9 ава 5252 (1492) года — в день траура по разрушенному Иерусалимскому Храму — последний еврей покинул пределы Испании.

Около двухсот тысяч евреев покинули страну, где они прожили более тысячи лет, где были когда-то полноправными гражданами, внесшими немалый вклад в культурную жизнь Испании и европейского еврейства.

Изгнание евреев из Испании и Португалии (в 1497-м году) является по своему масштабу исключительным событием в истории евреев в диаспоре. В таком большом количестве евреи никогда не подвергались изгнанию. Целая полоса культурной жизни была вырвана из ее почвы, частью уничтожена, частью перенесена на другую почву.

После изгнания из Испании [↑]

Изгнанники нашли приют в разных общинах Европы, Средиземноморья и Ближнего Востока. За пределами Пиренейского полуострова возникла область испанской культуры и особая форма еврейской жизни, которая на чужбине, в иной атмосфере, представляла поражающее явление. В христианском мире этих своеобразных поселенцев называли португальцами, так как они появились на Западе в качестве португальских врачей и купцов. Евреи же называли их сефардами, как они сами себя именовали.

Выходцы одной испанской или португальской области (или города) образовывали особую общину, центрами которой были синагога и школа. В больших городах со значительным еврейским населением, например, в Константинополе и Салониках, возникли арагонские, каталонские, кастильские, лиссабонские общины.

Уже в начале XVI века существовали значительные сефардские общины и в Земле Израиля, и в Африке: в Египте, Марокко, Тунисе, Триполисе, Алжире. В течение столетий среди евреев в Африке господствовал испанский язык, пока он не был вытеснен арабским.

С распространением турецкого владычества сефардские евреи переселились в Южную Венгрию, в Вену, где богатые купцы благодаря покровительству всемирной Турецкой державы пользовались широкими привилегиями. Позже возникли сефардские общины на Западе, в голландских штатах (преимущественно в Амстердаме) и в Бельгии. Из амстердамских выходцев образовалась община в Лондоне. Из этих же элементов составились богатые общины в Гамбурге, Альтоне, Глюкштадте и другие еврейские поселения на берегу Северного моря. Открытая вскоре после изгнания из Испании Америка тоже стала пристанищем для евреев.

Возвращение евреев в Испанию [↑]

Впервые мысль о том, чтобы отменить запрет евреям селиться в пределах Испании, появилась в 1796 году, когда министр Дон Педро Варела предложил королю Карлу IV пересмотреть закон относительно евреев. Доклад министра долго обсуждался, но в конце концов, все старые законы остались в силе: «Все правительственные учреждения должны строго следить за тем, чтобы к евреям применялся эдикт 1492 года». Этот правительственный указ оставался законом вплоть до революции 1868 г., когда временное правительство Испании провозгласило свободу совести и религии.

В конституции 1876 года имелся пункт, в котором объявлялось, что «никто не может подвергнуться преследованию ни за свои религиозные воззрения, ни за отправление обрядностей своей веры при соблюдении уважения к христианской морали», что на практике означало: евреев в Испании терпят, но свои богослужения им следует проводить полуподпольно, чтобы не навлечь на себя гнев властей.

В начале 20-го века некоторые политические деятели заговорили о необходимости публично загладить перед евреями нанесенное им в 1492 году оскорбление.

В 1917 году евреям Мадрида было разрешено снять квартиру под первую в современной Испании синагогу. Указ Альфонса XIII от 1924 года о предоставлении испанского гражданства евреям испанского происхождения (в частности, проживавшим в Салониках и Александрии) помог в годы Второй мировой войны многим евреям Европы спастись от гибели в Катастрофе.

При республиканском режиме (1931—36) в Испанию прибыли беженцы-евреи из Германии. Во время гражданской войны (1936—39) многие евреи-антифашисты сражались на стороне республиканцев.

Тем не менее, республиканские власти отказали еврейской общине Мадрида в устройстве собственного кладбища и не вели борьбу с антисемитскими акциями. Почти все еврейское население вынуждено было бежать.

Диктатор Франсиско Франко, потомок анусим, дружелюбно относился к еврейскому населению. В период Второй мировой войны в Испании нашли убежище евреи, бежавшие из стран Балканского полуострова; по ходатайству испанского правительства были освобождены евреи испанского происхождения, заключенные в концентрационных лагерях Франции; многие беженцы-евреи из Франции, Нидерландов и Бельгии осели в Испании, другие эмигрировали после войны.

Евреи в современной Испании [↑]

Большая часть еврейского населения сконцентрирована сейчас в Мадриде, Барселоне и Малаге, где функционируют синагоги и еврейские школы.

Стопроцентных испанских евреев, чьи предки обосновались на Пиренейском полуострове после наполеоновских войн, осталось в Испании очень мало: порядка 2-3% от общей численности общины. Примерно треть евреев составляют выходцы из стран Южной Америки, главным образом, из Аргентины (они эмигрировали во второй половине 20-го века). Самая большая группа — это иностранные евреи, в основном, пенсионеры из разных стран Европы, постоянно живущие в Испании. Евреи Испании ассимилированы, многие живут в смешанных браках.

В 1992 году, в 500-ю годовщину изгнания евреев, правительство Испании официально отменило указ об изгнании. Король Хуан-Карлос заявил, что он сожалеет об изгнании евреев в 1492 году и приветствует их присутствие в современной Испании.

После страшных терактов в Каталонии летом 2017 года главный раввин Барселоны Меир Бар-Хен призвал евреев покинуть Испанию, ставшую, по его словам, «центром исламистского террора для всей Европы».

Испания, включая все ее провинции и автономии, стоит на втором месте в Европе по антисемитизму. Согласно социологическим опросам, более половины жителей негативно относятся к евреям. И тем не менее, евреи не спешат покидать Испанию.

Слова раввина вызвали бурю в еврейских общинах, в первую очередь Мадрида и Барселоны. Настоящее цунами разразилось после референдума о независимости Каталонии. Вопрос о независимости рассорил евреев Испании и Каталонии, оказавшихся на противоположных политических полюсах.

События последних веков показали, что главную свою роль в еврейской жизни Испания уже сыграла в XI-XV веках, и возрождения ее на Пиренейском полуострове не предвидится.

Выводить материалы