Из цикла «Еврейские мудрецы», темы: Ришоним, Испания, Рав Александр Кац, Мусар, Изгнание из Испании
Раби Ицхак Абуав (5193-5253 /1433-1493/ гг.) — один из духовных лидеров испанских евреев поколения изгнания.
Ближайший ученик р. Ицхака Канпантона (Гаона из Кастилии;).
Был раввином г. Толедо и главой городской ешивы. Перенял систему обучения, разработанную его наставником в книге Даркей аталмуд (Пути учения).
Его ближайшими учениками были р. Авраам Закуто и р. Яаков Бейрав, впоследствии возглавившие поколение изгнанников из Испании.
Раби Абуав был также замечательным оратором и толкователем — даршаном. Свои выступления и беседы на темы еврейской этики он объединил в книгу, названную Меноратамаор (Светящаяся менора). Сама структура этой книги напоминает менору: книга состоит из семи разделов подобно тому, как храмовый семисвечник состоял из центрального ствола и шести исходящих из него ветвей. Центральному стволу семисвечника в книге соответствовал основной раздел, посвященный самоотверженному изучению Торы. Три раздела, посвященные чистоте мысли, чистоте речи и чистоте поступков, соответствуют трем правым ветвям меноры; а трем левым ветвям соответствуют разделы, повествующие о путях обретения скромности и смирения, о путях раскаяния (тшувы) и о методах избавления от привычки к лживости и злословию.
Книга Меноратамаор стала классикой литературы мусара (еврейской этики) — она была принята и широко изучалась во всех общинах диаспоры. В йеменских общинах принято читать по главе из этой книги в завершение субботней молитвы. Эту книгу очень высоко ценил Гаон из Вильно (Агро;).
Книга р. Абуава выдержала более сорока изданий, она переведена на идиш, на испанский, немецкий и некоторые другие языки.
За несколько лет до изгнания евреев из Испании р. Абуав возглавил ешиву в г. Гвадалахаре. В 5251 /1491/ году там поселился и другой выдающийся мудрец, р. дон Ицхак Абраванель, и между ними установилась крепкая дружба.
В 5253 /1493/ году, когда указ об изгнании был уже обнародован, р. Абуав во главе депутации, состоявшей из тридцати глав испанской общины, отправился к королю Португалии Хуану II и добился, чтобы евреям было предоставлено убежище в этой стране. Сам р. Абуав поселился в городе Порту, на северо-западе Португалии. Он умер через семь месяцев после изгнания (Седер адорот). Траурную речь на церемонии погребения произнес его ученик р. Авраам Закуто.
С разрешения издательства Швут Ами
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Впереди — изрыгающие огонь мортиры, позади — банды арабов, и со всех сторон — снайперы. На этот раз чуда не произошло, море врагов не расступилось перед нами.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Арабский легион продолжал наступать. Вот постепенно исчезла паутина под потолком и перед глазами встала иная картина.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
А был ли Котель по-настоящему нашим? Разве не управляла нами тяжелая рука англичан? Разве не подвергались мы возле Стены постоянным унижениям и оскорблениям?
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Снова была война, и вновь ожили наши воспоминания. Затхлая кладовая, мощные взрывы, кошмарные разрушения.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Все сильнее становилась пальба, все чаще пролетали снаряды. Но все равно настроение у нас было приподнятым.
Рабби Н. Новик
Из книги «Пророчества Торы: Израиль сегодня и завтра»
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Арабы творили там все, что им заблагорассудится, а английские военнослужащие, присланные британскими властями специально для поддержания порядка, при любом инциденте неизменно смотрели в другую сторону
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Евреи вынуждены бежать из Старого города, чтобы не стать жертвами арабов
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Раненые продолжали идти непрерывным потоком. Некоторых втаскивали на носилках и укладывали на пол или на кровать.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
В 1920 году верховная власть Великобритании в Палестине получила официальное признание в форме мандата, предоставленного Лигой Наций. Британия должна была управлять делами в стране до тех пор, пока коренное население — еврейское и арабское — не достигнет политической зрелости и готовности к независимому самоуправлению.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Я старательно прислушивалась, пытаясь определить, кто же беседует в столь поздний час. Впрочем, это недолго оставалось загадкой, поскольку голоса становились все громче и громче.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Смотровая площадка на горе Сион всегда была переполнена людьми. Может быть, героине удастся увидеть оставленный дом?