Оглавление
Комментарии к Талмуду [↑]
Термин «Тосафот» — буквально означает «прибавления», «добавления». Под этим названием объединены обширные комментарии практически на все трактаты Талмуда, составленные плеядой знаменитых еврейских ученых XII—XIV вв., главным образом — из Франции и Германии. Отталкиваясь от комментария Раши, они как бы продолжают и расширяют его.
Авторы Тосафот проводят скрупулезный и тонкий анализ талмудического текста, сверяя его со всеми параллельными и аналогичными местами, снимая противоречия и устанавливая правила вывода, которыми пользовались мудрецы Мишны и Гемары.
Логика «тосафистов» безупречна, выводы трудно оспорить. Их небольшие «статьи», которые по традиции печатают во всех изданиях Талмуда на крайнем поле страницы, удаленном от центра разворота, помогают учащимся глубже вникнуть в суть обсуждаемых проблем; без них учить Талмуд считается невозможным.
Первыми авторами Тосафот были раби Меир бар Шмуэль (Рам) и раби Йеуда бен Натан (Рибан). Но истинными основателями школы «тосафистов» считаются раби Яаков бен Меир (рабейну Там, сын Рама, внук Раши), его брат раби Шмуэль бен Меир (Рашбам), его племянник раби Ицхак бен Шмуэль (Ри, он же Ри аЗакен) и раби Ицхак бен Ашер Алеви (Рива). Подробнее о них мы расскажем чуть ниже.
Всего список «тосафистов» содержит больше двухсот имен. Авторство тех из них, чье мнение приведено параллельно Гемаре, не указывается. Исключения представляют, пожалуй, рабейну Там и Ри.
Первоначально Тосафот представляли собой независимые сборники, называвшиеся по городам, где жили их составители: Эвре, Тук и др. Список, которым пользуемся мы и который приведен во всех печатных изданиях, называется «Тосафот шелану», «Наши тосафот».
Поколения праведных [↑]
У великого Раши (раби Шломо Ицхаки) не было сыновей. Три его дочери вышли замуж за трех его учеников. Одним из учеников был раби Меир бар Шмуэль.
Всевышний благословил раби Меира четырьмя сыновьями, ставшими со временем великими знатоками Торы. Это раби Шмуэль (Рашбам), раби Яаков (Рабейну Там), раби Ицхак (Ривам) и раби Шломо.
Раби Шмуэль бар Меир (Рашбам) изучал Тору еще у своего великого деда Раши. Завершив неоконченное толкование Раши к талмудическому трактату Бава Батра, он написал комментарий к последней главе трактата Песахим. Его комментарии к Талмуду были более распространенными, чем у Раши, но в комментариях к Торе его отличает краткость. Он удовлетворяется объяснением простого смысла стиха, принимая во внимание, что агадот и толкования наших мудрецов непревзойденно изложены его дедом.
Самым молодым и самым известным из четырех братьев был раби Яаков, которого по стиху Писания «И Яаков — человек праведный…» назвали также Рабейну Там — наш праведный учитель.
Рабейну Там пользовался огромным авторитетом у евреев Франции и Германии. Даже из славянских стран прибывали ученики, желавшие учиться в его ешиве, в Рамруге. Евреи разных стран обращались к нему за разъяснениями по всевозможным вопросам. Его мнение часто приводится в комментариях Баалей Тосафот к Талмуду.
Уже упоминалось, что во время II крестового похода Рабейну Там очень пострадал и чуть не был убит фанатиками, но его спас проезжавший мимо французский рыцарь.
В 4931 (1171) году на евреев города Блуа было возведено обвинение в ритуальном убийстве. 34 еврея, освятившие Имя Б-жье, отказались креститься и были сожжены на костре. Эта трагедия потрясла весь еврейский народ. Рабейну Там сочинил элегию, оплакивающую смерть святых мучеников. А спустя две недели, на четвертый день месяца тамуз, его не стало.
Кроме руководства ешивой, Рабейну Там и Рашбам считали необыкновенно важным наладить общинную жизнь. Они возглавили съезд, на который собрались выдающиеся знатоки Торы. На съезде были приняты постановления, регламентирующие жизнь еврейских общин, в особенности таких, которым погромы грозили более всего.
Целью этих решений было укрепление автономии еврейских общин. Были введены некоторые установления в семейной жизни, например, мужу запрещалось оставлять свой дом на срок более полутора лет.
Во времена кровавых наветов и фанатичной разнузданности несоблюдение еврейских законов и обычаев могло привести к новым бедам и несчастьям. Мудрецы постановили также отлучать от общины доносчиков и евреев, восстанавливающих против своих собратьев иноверцев. Запрещено было предоставлять еврею власть над своими собратьями, чтобы он не мог воспользоваться этой властью против своего народа.
Баалей Тосафот
Почти все комментаторы Талмуда в следующем поколении были учениками племянника Рабейну Тама, известного раби Ицхака бен р. Шмуэля. Сам раби Ицхак бен р. Шмуэль сотни раз упоминается в комментариях Баалей Тосафот под именем Ри или Ри аЗакен.
Рассказывают, что в его ешиве училось 60 выдающихся учеников, каждый из которых знал наизусть один из трактатов Талмуда. Когда они занимались под руководством учителя, то могли цитировать весь Талмуд по памяти.
Рабейну Там и раби Ицхак были лидерами своего поколения. Природная острота ума давала им возможность разобрать мнимые противоречия и сравнением различных мест Талмуда проявить его несравненную глубину. Противоречия эти, объясняли они, только кажущиеся, а тот, кто от поверхностного чтения переходит к углубленному изучению, видит единый замысел толкований мудрецов в разных трактатах Талмуда.
Тот, кто углубленно изучает Талмуд, видит, что похожие внешне ситуации могут по сути дела сильно отличаться друг от друга. И поэтому толкования мудрецов в разных трактатах различны. Пояснения комментаторов показывают нам путь к пониманию Талмуда.
В комментариях Баалей Тосафот к Талмуду упоминается имя раби Эльханана, сына раби Ицхака. Раби Эльханан освятил Имя Всевышнего и трагически погиб еще при жизни своего отца.
У раби Ицхака было много друзей и учеников. Среди них выделялись раби Яаков из Орланша (Орлеана), растерзанный обезумевшей чернью во время коронования английского короля Ричарда, и раби Шимшон из Шанца, составивший комментарии к Мишне. Вместе с тремястами раввинами из Франции и Англии он в 4971 (1211) году прибыл в Эрец Исраэль.