Оглавление
Кто такие караимы [↑]
Караимы — последователи религиозной секты, отделившейся от иудаизма примерно в VIII в веке в Вавилонии, учение которой базируется на признании только текста Письменной Торы — ТаНаХа — и только буквального понимания текста священного Писания.
Караимы, как и их предшественники цадуким (саддукеи), открыто выступили против Устной Торы и традиции, передаваемой мудрецами. Они не признавали авторитета ведущих мудрецов поколения, а их возникновение способствовало расколу еврейской общины.
Общепринято, что учение караимов не является иудаизмом, а сегодняшние караимы не являются евреями как с генетической точки зрения, так и с точки зрения установленного еврейского закона.
Караимский раскол [↑]
Евреи Вавилонии следовали традиции своих отцов, бережно передававшейся из поколения в поколение. Пророки передали Мудрецам Великого Собрания, те, в свою очередь, танаям, танаи — амораям.
Иногда находились люди, желавшие изменить те или иные части еврейского наследства. Выдав себя за пророков, они пытались исказить смысл заповедей Торы, однако не возымели сильного влияния на евреев. Как правило, «новые веяния» оказывались недолговечными, и немногие, ошибочно примкнувшие к ним, раскаивались и возвращались еврейскую общину.
Основателем течения караимов был еврей по имени Анан бен Давид, один из членов семьи рош агола (глава еврейской общины в диаспоре, Эксиларх, то же, что и рэйш галута). Он хотел занять пост главы вавилонских евреев, но этому воспротивились гаоны, сомневавшиеся в Богобоязненности Анана. Новым рэйш галута стал младший брат Анана.
В ответ Анан начал яростную борьбу против мудрецов и, в конце концов, дошел до полного отрицания Устной Торы, в том числе и Талмуда.
Один из способов подорвать авторитет мудрецов — это игнорировать традицию трактовки Писания, которая передавалась мудрецами из поколения в поколение, от учителя ученику. Анан утверждал, что только Письменная Тора — ТаНаХ является истинным, и по собственному усмотрению устанавливал другие правила объяснения Торы вывода законов из текста святого Писания.
Так, например, стих Торы «Не зажигайте огня во всех ваших владениях» трактовался им, как запрет пользоваться огнем в Шабат, и караимы должны были сидеть в темноте весь субботний вечер. В то время, как Алаха — Еврейский закон — разрешает пользоваться свечами, зажженными до наступления Шабата.
По той причине, что Анан и его последователи признавали только письменную традицию, их и стали называть караим (по-русски караимы) — от слова кра, что означает Писание.
История Анана [↑]
Рассказывают, что поначалу Анан боролся только против своего брата, причем боролся так беспощадно, что испугались даже багдадские власти. По распоряжению халифа его бросили в тюрьму по обвинению в подготовке бунта, поскольку он подрывал устои официальной еврейской общины, состоявшей из законопослушных граждан халифата.
В темнице в ожидании приговора он сошелся с неким законоведом-неевреем, посаженным за какие-то грехи. Ловкий знаток всех тонкостей судопроизводства, тот подсказал Анану линию защиты: «Скажи судьям, что ты не являешься членом еврейской общины, поскольку исповедуешь не официальный иудаизм, а новую реформистскую веру. На расспросы судей, в чем заключается твоя новая вера, делай вот что. По всем спорным вопросам — а такие у евреев наверняка есть — занимай позицию, прямо противоположную той, что принята большинством. Так у тебя получится новая религия. С ее основными положениями ты познакомишься во время судебного заседания».
Анан так и сделал. Для пущей убедительности он заявил, что вообще отрицает Устную Тору и Талмуд, а потому является представителем принципиально нового религиозного направления. К своему удивлению, он был оправдан: суд явно не хотел вмешиваться в чужие религиозные споры. Так появилась новая секта.
Первые караимы [↑]
Так или иначе, очень скоро Анан начал энергично набирать последователей, пытаясь теоретически обосновать ее основные положения. Для этого он взялся выводить практические законы из прямого текста Торы, игнорируя Устную традицию.
Чтобы найти хоть какую-то практическую трактовку стихов Торы, они были вынуждены прибегать к довольно вольному толкованию Писания. Каждый из караимских мудрецов толковал Тору по-своему, в связи с чем между ними возникали серьезные разногласия.
Вместе с тем, занимаясь изучением только письменной традиции, караимские мудрецы стали превосходить в знании ТаНаХа и грамматики еврейских мудрецов, большую часть времени посвящавших Талмуду. Стремясь дискредитировать мудрецов в глазах народа, караимы всякий раз подчеркивали свое превосходство. Это привело к тому, что в ешивах стали уделять больше внимания изучению ТаНаХа и грамматики.
Отрицание традиции Устной Торы толкало караимов на создание своей собственной «традиции», отличавшейся от старой, которая шла от Синая.
Сопротивление мудрецов мешало Анану и его сыну Шаулю распространять свое учение. Тем более — в Вавилонии, где изучение Талмуда глубоко проникло во все круги еврейского населения, Анан и его последователи не могли рассчитывать на удачную пропаганду своих реформ.
По этой причине первые караимские лидеры покинули Вавилонию и перебрались в Эрец Исраэль и Египет.
Именно там они повели очень агрессивную и поначалу довольно удачную политику насаждения своего учения среди необразованного еврейства. Высшей точки своего взлета караимство достигло именно в Египте в конце IX века.
Помимо этого, у караимов появились последователи и в других странах, например, в Восточной Европе.
Рав Саадья Гаон и борьба с караимами [↑]
В это время на борьбу с ним встал молодой ученый, рав Саадья Гаон. Пользуясь их собственным оружием — исследованием Писания и грамматики еврейского языка, — он разоблачал фальсификации караимских «ученых» и их демагогические выводы.
Острая полемика с караимами прослеживается на многих страницах его ранних книг. Большая часть из его наследия утеряна, но кое-что дошло до нас. Это, в первую очередь, перевод Торы на арабский язык, комментарии к Торе и другим книгам Танаха, Сидур (второй после молитвенника, составленного равом Амрамом-гаоном), а также глубокий труд по грамматике еврейского языка, в котором впервые была сформулирована идея об уникальной корневой основе иврита.
Публичная деятельность рава Саадии и его сочинения нанесли по караимам мощный удар, от которого они уже не оправились. Влияние караимов пошло на убыль. Их репутация в глазах еврейской массы была окончательно подорвана, и они уже не могли открыто распространять свое учение среди евреев.
Еще недолгое время некоторая часть евреев, пусть и не официально еще оставались под влиянием караимов, и только с появлением Рамбама (Маймонида) след караимского учения среди евреев исчез полностью.
Окончательный разрыв [↑]
Вскоре произошел окончательный разрыв. Караимы объявили, что у них нет ничего общего с еврейским народом.
В течение последующих веков общины караимов возникали и приходили в упадок в разных странах Европы, и, как правило, период их подъема длился недолго. Зачастую последователи караимов уже не имели никакой связи с еврейским народом и даже генетически не являлись потомками евреев.
В каждом поколении их численность падала, так что на сегодняшний день во всем мире их насчитывается всего несколько тысяч человек. Так, исчезли караимы Испании, Византии и Османской империи, а крымские и литовские караимы —это особые этно-лингвистические группы.
Известно, что при русских царях и при оккупационных фашистских властях караимы настаивали на том, что они не являются евреями. Так или иначе, они не испытали на себе ни ограничений «черты оседлости», ни ужасов концлагерей. Но, безусловно, основным фактом является то, что караимы были и остаются вне традиции иудаизма как определяющего фактора принадлежности к еврейскому народу.