Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Премьерой нового библейского блокбастера «Ной» Голливуд в очередной раз показал, что ему отлично известен секрет одного некошерного животного, к которому евреи испытывают особое отвращение.

Знаете, почему свинья всегда была олицетворением всей запрещенной пищи? Тора разрешает нам употреблять в пищу только мясо таких животных, у которых наличествуют одновременно оба признака кошерности: раздвоенные копыта и «жевание жвачки». Свинья — единственное животное, которое имеет раздвоенные копыта, но не жует жвачку. Она как бы «притворяется» кошерной. «Выставляя напоказ» раздвоенные копыта, являет нам кошерный «фасад», «скрывая» отсутствие второго необходимого признака. Это «лицемерие», вводящее нас в заблуждение, делает свинью наименее симпатичным из всех некошерных животных.

Таково же, на мой взгляд, и поведение Даррена Аронофски, представившего нам свою версию истории Ноаха, стоившую 130 миллионов долларов.

Большинство американцев — верующие люди. Согласно последним социологическим опросам, более 90% верят в Бога и 80% считают Библию священным текстом. Для голливудских магнатов, ищущих «кошерные» темы для новых фильмов, это очень заманчивые цифры. Дайте зрителю почувствовать, что он приобщается к чему-то глубокому, значительному, духовному — и можно пожинать баснословные прибыли. Что касается интерпретации библейских текстов, то она может быть весьма вольной, ведь фильм должен быть зрелищным, «современным», романтичным и — самое главное — кассовым.

С другой стороны, большинство людей действительно не знают настоящую историю Ноаха в том виде, как она изложена в Торе. Поэтому, по мнению продюсеров, не будет вреда, если внести в нее «небольшие» изменения. А для недовольных такой художественной вольностью всегда можно сделать небольшое примечание: создатели фильма всего лишь «черпали вдохновение» в событиях, описанных в Библии. Ну, а если кто-то эту сноску не заметил и принял все за чистую монету… что поделаешь, всем угодить невозможно.

В интервью журналу «Нью-Йоркер» Даррен Аронофски, автор сценария и режиссер фильма «Ной», рассказал, что побудило его к созданию картины: «В этом фильме есть очень четкое послание: глобальное потепление будет причиной нового потопа». В другом интервью он заявил: «Речь идет об экологическом апокалипсисе. Я считаю это главной проблемой современного мира». Что же было причиной, вызвавшей гнев Всевышнего во времена Ноаха? Оказывается, люди той эпохи загрязняли и разрушали окружающую среду. Как именно им это удавалось при отсутствии развитой индустрии и промышленных выбросов в атмосферу, Аронофски не объясняет. И неважно, что Тора говорит о повсеместной коррупции и насилии, царивших в те времена, или о том, что первые десять поколений не следовали заповедям Всевышнего об отношениях между людьми. «И увидел Б-г землю: и вот она растленна, ибо извратила всякая плоть путь свой на земле» (Берешит 6:12). Потоп преподносится как наказание упрямцев, не послушавших предостережений Альберта Гора своего времени и не пожелавших всерьез принять идеи «зеленого» движения.

Надо отдать должное создателям фильма в том, что касается спецэффектов и компьютерной графики. Эпизод, в котором животные заходят в ковчег, действительно впечатляет. А так называемые «Стражники» — фэнтезийные фигуры, долженствующие изображать падших ангелов, — делают фильм очень увлекательным для любителей фантастики. Но к реальной истории имеют такое же отношение, как НЛО или зеленые человечки с Марса.

На бедного Рассела Кроу в роли Ноаха просто жалко смотреть — настолько нелепа режиссерская интерпретация его персонажа. В Торе сказано: «Вот житие Ноаха: Ноах был человек праведный, непорочный в поколениях своих; пред Б-гом ходил Ноах» (Берешит 6:9). Да, действительно, согласно традиционным еврейским комментариям в этих словах содержится скрытая критика. Анализируя слова «в поколениях своих», мудрецы приходят к выводу, что Ноах был праведным и непорочным среди грешников своего поколения, но если бы он жил во времена Авраама, то не выделялся бы своим благочестием. Тем не менее, эти строки свидетельствуют о праведности Ноаха, который ходил путями Всевышнего. Более ста лет на глазах у всех он строил свой ковчег и более ста лет пытался объяснить окружающим, что если они не вернутся к исполнению воли Творца, на земле будет потоп.

Как же стыдно видеть на экране лихорадочного маньяка, который готов убить даже своего младенца-внука. Перед зрителем предстает одержимый человек, движимый галлюцинациями. Эта тема возникает и в других фильмах Аронофски, например, «Пи», «Реквием по мечте», «Фонтан», «Черный лебедь».

Таким показан человек, избранный Всевышним для того, чтобы заново начать историю человечества. Миллионы зрителей после просмотра фильма будут отождествлять Ноаха с персонажем Рассела Кроу, а версию потопа Аронофски — с реальной историей. И это не может не беспокоить тех, кто бережно относится к Торе.

Много лет назад еврейские мудрецы объявили день, когда Тора впервые была переведена на другой язык, днем траура. Это был перевод на греческий язык, Септуагинта. Мудрецы знали, что это откроет путь толкованиям, искажающим суть Торы. Только представьте, что почувствовали бы они, если бы увидели фильм Аронофски, превративший историю Ноаха в фантастический триллер с элементами пропаганды «зеленой» идеологии, не имеющий ничего общего с оригиналом.

Фильм получился бы гораздо более честным, если бы Аронофски четко отделил свое творение от рассказа Торы, который он все равно не потрудился правдиво воспроизвести.

По правде говоря, если бы фильм назывался «Старик и наводнение», я даже готов был бы его порекомендовать.

Раби Бенджамен Блех, с сайта Aish.com


Датой начала войны за Независимость принято считать 30 ноября 1947 года, поводом к военным действиям послужило принятая ООН резолюция о создании в Палестине 2 государств — еврейского и арабского, — которую арабские страны категорически отвергли Читать дальше

Навеки мой Иерусалим 15. Папин завет

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Впереди — изрыгающие огонь мортиры, позади — банды арабов, и со всех сторон — снайперы. На этот раз чуда не произошло, море врагов не расступилось перед нами.

Навеки мой Иерусалим 18. Подкрепления

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Арабский легион продолжал наступать. Вот постепенно исчезла паутина под потолком и перед глазами встала иная картина.

Навеки мой Иерусалим 19. Изгнание

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

А был ли Котель по-настоящему нашим? Разве не управляла нами тяжелая рука англичан? Разве не подвергались мы возле Стены постоянным унижениям и оскорблениям?

Навеки мой Иерусалим 33. В обратный путь

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Снова была война, и вновь ожили наши воспоминания. Затхлая кладовая, мощные взрывы, кошмарные разрушения.

Навеки мой Иерусалим 17. Эвакуация больницы

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Раненые продолжали идти непрерывным потоком. Некоторых втаскивали на носилках и укладывали на пол или на кровать.

Навеки мой Иерусалим 1.Британский мандат 1917-1948

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

В 1920 году верховная власть Великобритании в Палестине получила официальное признание в форме мандата, предоставленного Лигой Наций. Британия должна была управлять делами в стране до тех пор, пока коренное население — еврейское и арабское — не достигнет политической зрелости и готовности к независимому самоуправлению.

Навеки мой Иерусалим 13. Мрачные пророчества

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Я старательно прислушивалась, пытаясь определить, кто же беседует в столь поздний час. Впрочем, это недолго оставалось загадкой, поскольку голоса становились все громче и громче.

Навеки мой Иерусалим 32. Вид с горы Сион

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Смотровая площадка на горе Сион всегда была переполнена людьми. Может быть, героине удастся увидеть оставленный дом?