Темы: Самоубийство, Психология, Депрессия, Виктория Ходосевич
Любители кино по всему миру шокированы и опечалены самоубийством Робина Уильямса. Актер много лет страдал алкоголизмом и депрессией.
Согласно еврейской Традиции, самоубийство — тяжкий грех. В определенном смысле это убийство. Всевышний дарует нам жизнь, и только Он имеет право отнять ее. В Мишне сказано: «…не по своей воле ты создан, не по своей воле родился, не по своей воле живешь, не по своей воле умрешь и не по своей воле должен будешь держать ответ и давать отчет перед Всевышним, благословен Он!» (Пиркей Авот 4:22) Согласно еврейскому закону, тело человека принадлежит Всевышнему и никто не имеет права ставить под угрозу, повреждать или уничтожать Его собственность. Вот почему евреи не приемлют самоубийства. Шулхан Арух, кодекс еврейских законов, постановляет: по самоубийцам не соблюдают обычные законы траура.
И все же если бы меня спросили: провел бы я, ортодоксальный раввин, традиционные похороны и траурную церемонию по Робину Уильямсу, если бы он был евреем, я бы безоговорочно ответил — да. Почему? Потому что, несмотря на категорическое неприятие самоубийства, еврейский закон с пониманием и сочувствием относится к тем, кто страдает психическими заболеваниями и депрессией. Человек считается виновным в грехе, если он совершает запрещенное действие в здравом уме и полностью отдает себе отчет в своем поступке. Однако к самоубийцам в большинстве случаев это определение не относится. Крайне маловероятно, что человек, будучи в здравом уме, покончит с собой. Поэтому рав Йехиэль-Михл Эпштейн в своем труде Арух а-Шульхан пишет, что в случае самоубийства мы должны найти любой предлог чтобы сказать: самоубийца находился под воздействием сильнейшего страха или боли, он не отдавал себе отчета в своих действиях или же боялся, что, оставшись в живых, совершит страшное преступление. Таким образом еврейский закон совмещает неприятие и отвращение к акту самоубийства с состраданием и сочувствием к тем, кто его совершил.
В еврейской среде самоубийство никогда не было распространенным явлением. Какие бы трудности и страдания ни выпадали на нашу долю, евреи всегда знали, что отнять жизнь может только Всевышний. История смерти раби Ханины бен-Терадиона, описанная в Талмуде, является ярким тому примером. Римляне завернули раби Ханину в свиток Торы и подожгли. Ученики умоляли его открыть рот и вдохнуть пламя, чтобы ускорить смерть. Но раби Ханина отвечал: «Только Тот, Кто вложил душу в тело, имеет право забрать ее. Человек не должен приближать свою смерть».
В своей книге «Эхо нацистского Холокоста в раввинской литературе» раби Зиммельс пишет о том, что в страшные годы Холокоста люди испытывали отчаяние, приводящее к самоубийству, но не теряли и надежду, дающую волю к жизни. Можно предположить, что пессимизм и отчаяние преобладали, но это не так. Историки отмечают поразительно малый процент самоубийств среди евреев в годы Холокоста.
Истории, конечно, известны случаи, когда люди добровольно выбирали смерть. Мы оплакиваем их и пытаемся найти если не оправдание, то объяснение их поступкам. Царь Шауль (Саул) пал на свой меч, не дожидаясь, пока филистимляне схватят и убьют его. Мудрецы постановили: царь защищал свою честь и честь всего еврейского народа, его самоубийство было попыткой предотвратить осквернение Имени Всевышнего.
Депрессия — тяжелый недуг, и его преодоление требует огромных усилий. Мы должны уважать и всеми силами поддерживать тех, кто сражается с этим недугом и держится за жизнь. Мы также должны найти в своих сердцах прощение и понимание для тех, кто не смог преодолеть болезнь и ушел от нас слишком рано. Их добрые дела и достижения не будут забыты.
И поэтому, Робин Уильямс, я дорожу смехом, который Вы дарили мне много лет, и молюсь, чтобы Ваша душа нашла, наконец, мир и спокойствие, которых не смогла достичь здесь, на земле.
Раби Бенджамин Блех, с сайта Aish.com
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Впереди — изрыгающие огонь мортиры, позади — банды арабов, и со всех сторон — снайперы. На этот раз чуда не произошло, море врагов не расступилось перед нами.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Арабский легион продолжал наступать. Вот постепенно исчезла паутина под потолком и перед глазами встала иная картина.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
А был ли Котель по-настоящему нашим? Разве не управляла нами тяжелая рука англичан? Разве не подвергались мы возле Стены постоянным унижениям и оскорблениям?
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Снова была война, и вновь ожили наши воспоминания. Затхлая кладовая, мощные взрывы, кошмарные разрушения.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Все сильнее становилась пальба, все чаще пролетали снаряды. Но все равно настроение у нас было приподнятым.
Рабби Н. Новик
Из книги «Пророчества Торы: Израиль сегодня и завтра»
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Арабы творили там все, что им заблагорассудится, а английские военнослужащие, присланные британскими властями специально для поддержания порядка, при любом инциденте неизменно смотрели в другую сторону
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Евреи вынуждены бежать из Старого города, чтобы не стать жертвами арабов
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Раненые продолжали идти непрерывным потоком. Некоторых втаскивали на носилках и укладывали на пол или на кровать.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
В 1920 году верховная власть Великобритании в Палестине получила официальное признание в форме мандата, предоставленного Лигой Наций. Британия должна была управлять делами в стране до тех пор, пока коренное население — еврейское и арабское — не достигнет политической зрелости и готовности к независимому самоуправлению.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Я старательно прислушивалась, пытаясь определить, кто же беседует в столь поздний час. Впрочем, это недолго оставалось загадкой, поскольку голоса становились все громче и громче.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Смотровая площадка на горе Сион всегда была переполнена людьми. Может быть, героине удастся увидеть оставленный дом?