Темы: Воспитание в духе Торы, Воспитание детей, Ципора Харитан, Дети, Компьютер, СМИ, Младшие школьники
Шалом, у нас в семье возникла проблема, на мой взгляд, очень серьезная. Вчера наш младший сын, ему 9 лет, остался на небольшое время дома один. Мы детям не разрешаем в наше отсутствие играть на компьютере и смотреть телевизор. Но вчера когда мы вернулись, обнаружилось, что он заходил в интернет и смотрел на голых девушек. Подскажите, пожалуйста, что нам делать? Как бороться с данной проблемой? Ребенок в 9 лет интересуется голыми женщинами, мы очень боимся, что могут быть какие-то психологические отклонения. Мы семья религиозная, вернулись к Торе около 2-х лет назад. Муж старается объяснять сыновьям о том, что запрещено, а что разрешено по Торе, но, видимо, этого мало. Очень жду Вашего совета! Заранее благодарю, с уважением, И.
Уважаемая И.,
Проблема, о которой Вы пишете, исключительно серьёзна, но хочу успокоить Вас: на данном этапе у Вашего девятилетнего сына нет никаких психических отклонений. Отклонения есть у современного нерелигиозного мира, который совершенно отменил цензуру и даёт возможность любому ребёнку увидеть самые грязные и неподходящие для детей вещи. То, что в моё время не позволялось смотреть детям до шестнадцати, сегодня, наверное, насмешило бы своей наивностью любого ребёнка 8—9 лет.
Другой вопрос, не может ли знакомство с такими материалами вызвать в дальнейшем отклонения у детей. И, по-моему, ответ совершенно ясный: не только может, но и вызывает. А поэтому наша родительская обязанность — как можно лучше защитить наших детей от нашествия жестокости и порнографии в их мир. Но разговоров о том, что Тора нам позволяет, а что не позволяет, к сожалению, совершенно недостаточно. Поскольку обычное детское любопытство посмотреть: а что же там запрещено, всегда будет сильнее, чем наши призывы к скромности и правильному поведению. А поэтому существует еврейское правило: лифнэй ивер лё титэн михшоль (Ваикра 19, 14) — «перед слепым не клади препятствия». Здесь подразумевается не только запрет вредить человеку, лишённому зрения, но и более общий запрет: ставить человека, не ведающего об опасности, в ситуацию соблазна, перед которым ему очень трудно устоять. Поэтому советую поставить дома все возможные защиты, коды и т.д. (см. Осторожно, Интернет!), чтобы ребёнок просто не мог залезть и смотреть, что не надо, а также подумайте, как можно ограничить время, которое он проводит перед телевизором. Я не очень разбираюсь в технической стороне дела, но думаю, что существуют способы это сделать; не стоит полагаться только на запрет.
С другой стороны, хочу сказать: чтобы был какой-то шанс, что дети будут уважать наши запреты, они должны видеть, что и себе мы ничего подобного не позволяем. Поэтому когда ребёнок видит, что родители смотрят фильмы, о которых они ему говорят: по Торе такое смотреть не надо, запрет звучит крайне неубедительно. Если же мы введём строгую цензуру для самих себя, да ещё и озвучим это: «Мы не будем смотреть этот фильм, т.к. в нём есть неприличные сцены» и выключим фильм на глазах у детей, они почувствуют искренность наших новых взглядов, и постепенно у нас появится возможность на них влиять. (Это не отменяет необходимости в технической защите, т.к. не существует психологической защиты от йецер а-ра в области распущенности и разврата; по крайней мере, наши мудрецы утверждают, что в этой области НИКТО не может за себя поручиться, что полностью преодолеет искушение).
Желаю вам воспитать детей в духе Торы, как вам того хочется. К сожалению, вынуждена ещё раз подчеркнуть, что это требует максимально ограничить наш контакт со СМИ.
С уважением, Ципора Харитан
Пуа Штайнер
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Раненые продолжали идти непрерывным потоком. Некоторых втаскивали на носилках и укладывали на пол или на кровать.
Рабби Н. Новик
Из книги «Пророчества Торы: Израиль сегодня и завтра»
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
В 1920 году верховная власть Великобритании в Палестине получила официальное признание в форме мандата, предоставленного Лигой Наций. Британия должна была управлять делами в стране до тех пор, пока коренное население — еврейское и арабское — не достигнет политической зрелости и готовности к независимому самоуправлению.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Впереди — изрыгающие огонь мортиры, позади — банды арабов, и со всех сторон — снайперы. На этот раз чуда не произошло, море врагов не расступилось перед нами.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Арабский легион продолжал наступать. Вот постепенно исчезла паутина под потолком и перед глазами встала иная картина.
Хава Куперман
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
А был ли Котель по-настоящему нашим? Разве не управляла нами тяжелая рука англичан? Разве не подвергались мы возле Стены постоянным унижениям и оскорблениям?
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Все сильнее становилась пальба, все чаще пролетали снаряды. Но все равно настроение у нас было приподнятым.
Авраам Коен
Рав Авраам Коэн
Лифта — это брошенная в 1948 году арабская деревня, которая находится в самом центре Иерусалима, в природном парке Кедровая долина. Здесь прекрасные виды, естественная миква, развалины арабских домов, все составляющие неформального туризма.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Арабы творили там все, что им заблагорассудится, а английские военнослужащие, присланные британскими властями специально для поддержания порядка, при любом инциденте неизменно смотрели в другую сторону