Темы: Рав Реувен Куклин, Ложь, Отношения между людьми, Материалы для Бней Ноах
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныЗдравствуйте, уважаемые Рабаним!
Всякий раз, читая ваши ответы, восторгаюсь их полнотой и ясностью, поэтому, с вашего разрешения, задам один вопрос…
В последнее время меня очень волнует тема лжи. В чем проблема? Да в том, что ложь лжи, как говорится, рознь, и меня интересует, что говорит наша традиция обо всех разнообразных вариантах лжи…
1. Ложь с дурными целями… К примеру, мошенничество, или желание сформировать у людей негативное мнение о каком-либо человеке…
2. Ложь из желания возвеличить себя, ЕСЛИ ЭТО НЕ ПРИНОСИТ ПРЯМОГО УЩЕРБА другим людям…
3. Ложь, называемая христианами «ложь во спасение», когда, к примеру, мы лжём смертельно больному, убеждая его, что он выздоровеет. (Тут я не имею в виду СОКРЫТИЕ ПРАВДЫ, или ПРИЗЫВЫ К ВЕРЕ, а именно ЛОЖЬ).
4. Ложь, носящая юридический термин «добросовестное заблуждение», когда тот, кто лжёт, сам абсолютно уверен в истинности своих утверждений, если это а) не причиняет прямого ущерба другим лицам и б) причиняет такой ущерб.
Можно назвать гораздо больше «оттенков» лжи, но для меня пока достаточно прояснения описанных выше случаев.
Заранее благодарен за ответ, с искренним уважением, Мойше Шоуль.
Уважаемый Мойше Шоуль,
Прежде всего, важно подчеркнуть неприятие лжи мудрецами. Сказано в Талмуде (трактат Санедрин 92 а): «Кривящий душой подобен поклоняющемуся идолам». И ещё сказали мудрецы (трактат Сота 42 а), что лгун никогда не удостаивается близости к Творцу. А царь Давид сказал (Теилим 15): «Г-споди, кто жить будет в шатре Твоем? Кто обитать будет на горе святой Твоей? Идущий честными (путями), поступающий справедливо, и говорящий правду в сердце своём».
Из слов царя Давида, приведённых выше, мы видим, что для человека, находящего на высокой духовной ступеньке, недостаточно говорить истину, но требуется также быть истинным даже в сердце. И так утверждает Талмуд (Бава Батра 88а) на основе этого стиха. Что включается в это требование? Если праведник решил, к примеру, продать определённый товар за ту или иную цену, он должен выполнить своё решение, даже если покупатель предлагает ему более высокую цену. В статье Получается, вся жизнь — это ложь во благо? приводится эпизод из жизни рава Сафры, явно демонстрирующий этот принцип.
Перейду к ответу на Ваши специфические вопросы:
1. 2. Ложь запрещена в любых случаях — и в том случае, когда человек намеривается обмануть кого-либо, руководясь дурными намерениями, и в том случае, когда ближнему не будет причинён какой-либо убыток обманом. Даже рассказать что-либо, добавляя ложные детали или преувеличивая, запрещено. Несмотря на то, что все вышеупомянутые виды лжи запрещены, ложь, которая призвана причинить другому какой-либо убыток, наиболее тяжёлая, как пишет Рабейну Йона в книге Шаарей Тшува (часть 3).
С другой стороны, пишет Рабейну Йона, наказание того, кто лжёт без причины, в каком-то аспекте более серьёзное, ведь он показывает тем самым, что ложь в его глазах является чем-то разрешённым, и в ней нет никакой проблемы.
3. Можно сказать неправду, чтобы помочь кому-либо или т.п. Подробней об этом читайте Получается, вся жизнь — это ложь во благо?.
4. Если человек утверждает что-либо, ошибочно считая, что это истина, то его утверждение не считается «чистой» ложью даже в случае, если это утверждение причиняет другому убыток. Однако несомненно, что человек, стремящийся к истине, слыша о каком-либо событии или, будучи очевидцем его, должен уделить большое внимание всем деталям, чтобы не упомянуть во время пересказа ошибочные детали. И так сказал Шломо (Мишлей 21, 28): «Человек, слушающий, вечно будет говорить». Объясняет рабейну Йона: тот человек, который прислушивается к рассказу, чтобы не ошибиться в нём, будет говорить вечно — его рассказы будут желанными, поскольку люди любят слушать человека, который уточняет в своём рассказе.
С уважением, Реувен Куклин.
Читайте: тема Истина и Ложь
Рав Ашер Кушнир,
из цикла «Месилат Йешарим (Путь праведных)»
Рав Яков Шуб
Допустима ли ложь, если она не приносит вреда?
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
Существуют ситуации, при которых не стоит говорить людям правду. Например, если приятель сделал неудачную, на наш взгляд, покупку, которой он сам чрезвычайно доволен. С другой стороны, если заранее можно предотвратить приобретение дорогой или некачественной вещи, необходимо предупредить приятеля.
Мирьям Леви,
из цикла «Эффективное еврейское воспитание»
Фантазировать — не значит лгать. Не следует сразу же бросаться с обвинениями по адресу малыша-выдумщика. Если ребенок поступил нехорошо, но отрицает вину, не угрожайте ему.
Орхот Цадиким,
из цикла «Орхот цадиким»
Ложь, даже безвредная, ненавистна пред Всевышним.
Рав Реувен Куклин
Можно?
Рав Симха Коэн,
из цикла «Еврейский дом»
Наши мудрецы установили: «Всякая ложь запрещена, но можно изменять вещи, чтобы водворить мир между человеком и его ближним».
Рав Натан Агрес
Разве фараон после казней не отпустил бы народ, если бы ему сказали правду?
Рав Захария Матитьяу
«Оцарот»
История о религиозном молодом человеке, который отказался вступать в брак из-за тестя.
Ципора Харитан
Неужели их придется бить? Так не хочется...
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Береги свою речь»
Даже прекрасная правда порой может быть ядовитым злословием.
Пуа Штайнер
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Раненые продолжали идти непрерывным потоком. Некоторых втаскивали на носилках и укладывали на пол или на кровать.
Рабби Н. Новик
Из книги «Пророчества Торы: Израиль сегодня и завтра»
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
В 1920 году верховная власть Великобритании в Палестине получила официальное признание в форме мандата, предоставленного Лигой Наций. Британия должна была управлять делами в стране до тех пор, пока коренное население — еврейское и арабское — не достигнет политической зрелости и готовности к независимому самоуправлению.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Впереди — изрыгающие огонь мортиры, позади — банды арабов, и со всех сторон — снайперы. На этот раз чуда не произошло, море врагов не расступилось перед нами.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Арабский легион продолжал наступать. Вот постепенно исчезла паутина под потолком и перед глазами встала иная картина.
Хава Куперман
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
А был ли Котель по-настоящему нашим? Разве не управляла нами тяжелая рука англичан? Разве не подвергались мы возле Стены постоянным унижениям и оскорблениям?
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Все сильнее становилась пальба, все чаще пролетали снаряды. Но все равно настроение у нас было приподнятым.
Авраам Коен
Рав Авраам Коэн
Лифта — это брошенная в 1948 году арабская деревня, которая находится в самом центре Иерусалима, в природном парке Кедровая долина. Здесь прекрасные виды, естественная миква, развалины арабских домов, все составляющие неформального туризма.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Арабы творили там все, что им заблагорассудится, а английские военнослужащие, присланные британскими властями специально для поддержания порядка, при любом инциденте неизменно смотрели в другую сторону