Темы: Молитва Амида, Одежда, Кипа, Еврейская молитва, Рав Моше Сытин
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныЗдравствуйте, дорогой Раввин. Скажите, насколько важна форма одежды во время молитвы и чтения Торы? Насколько Творец обращает на это внимание? Дело в том, что я живу в тропической стране и мы здесь одеваемся очень легко. Давно чувствую себя виноватым по этому поводу, но не уверен, что я не сам себе это навязал. Большое вам спасибо. Благословений. Р.
Здравствуйте!
Насколько важна форма одежды во время молитвы и чтения Торы?
В законах молитвы существует несколько уровней требований к одежде молящегося — в зависимости от обычаев места и времени. Есть минимальные требования, которые не меняются никогда. Если они не выполняются, нельзя приступать к молитве, даже если из-за этого человек пропустит молитву вообще. Этот минимум: на молящемся должна быть одежда, покрывающая верхнюю часть тела, это может быть, например, майка — даже без рукавов; одежда, покрывающая пах, например, трусы или шорты, и головное покрытие — кипа (Шулхан Арух 53:13, 91:1). Без этого минимума одежды нельзя читать Шмонэ Эсрэ, даже если нет другой одежды и из-за этого придется пропустить молитву (Беур Галаха 91). (Правда, отсутствие кипы можно «исправить», прикрыв голову рукавом — Мишна Брура 91:9). Но в таком «минималистском» наряде можно молиться только в самых крайних случаях, когда нет никакой другой возможности.
Однако изначально человек должен выглядеть во время молитвы так, как будто он собирается на встречу с высокопоставленным и уважаемым человеком. Тут многое зависит от того, что принято там, где человек живет. Если там, где он живет, не принято идти на встречу с уважаемым человеку в шортах и сандалиях на босу ногу, то и молиться в таком виде не стоит. Если же там так одеваются и так ходят на встречу с облеченными властью людьми, то и молиться в таком виде не возбраняется (Мишна Брура 91:13).
По той же причине не следует молиться в домашнем халате или пижаме, даже если тело полностью закрыто: ведь в такой одежде не ходят на важные встречи (Мишна Брура 91:11). Это же относится к домашним тапочкам и рабочей одежде (Ишей Исраэль 10:5-6). Также не стоит молиться босиком.
Требования к одежде во время молитвы призваны усилить у нас ощущение значимости молитвы и помочь осознать, что во время чтения Шмоне Эсрэ мы стоим перед Царем царей — и вести себя нужно подобающим образом. Поэтому у некоторых людей, трепетно исполняющих законы, есть специальная одежда — только для молитвы.
Но, как было сказано, эти требования являются только изначальными, т.е. они актуальны, когда есть возможность сменить одежду и подготовиться к молитве. Но в сложной ситуации, когда переодеться не получается, приходится читать Шмонэ Эсрэ в том виде, в каком есть, если соблюдены минимальные требования. Больной может молиться в халате или пижаме, если ему сложно переодеться (Тфила кэ-Ильхата гл. 7, прим. 78).
Все сказанное относится к чтению Шмонэ Эсрэ, поскольку, читая Шмонэ Эсрэ, мы стоим перед Творцом. Но для произнесения благословений перед чтением «Шма» или после него, или благословений на изучение Торы достаточно, если будет прикрыто только туловище и часть ног (Шулхан Арух 74:6). В сложной ситуации можно произносить благословение только в трусах, даже без майки. Поэтому на пляже или в бассейне, если сложно прикрыться халатом или полотенцем, можно произнести благословение и в плавках.
С уважением, Моше Сытин
Читайте: обзор темы Основная еврейская молитва — Амида (Шмона Эсрэ)
Рав Шимшон Пинкус,
из цикла «Врата молитвы (6 глав из книги)»
Рав Шимшон Давид Пинкус о молитве
А. Фейгин
Репатрианты из России, впервые оказавшись в религиозном районе Иерусалима, Бней-Брака, Цфата или Ашдода, испытывают настоящий культурный шок при виде толпы, одетой в черное, при виде сюртуков и шапок, скроенных по последней моде начала позапрошлого века. Первый вопрос, который задают «русские»: «Почему?!»
Рав Моше Сытин
Как определить область «пеот»?
Рав Реувен Куклин
Тут моя бабушка спрашивает…
Рав Моше Сытин
Когда распространился обычай так начинать свои записи?
Рав Реувен Пятигорский
Извиняюсь за наивный вопрос, но зачем еврею нужно носить головной убор — шляпу или кипу?
Рав Реувен Пятигорский
Рав Элияу Тавгер,
из цикла «Уроки по РАМБАМу. Молитва»
Рав Натан Агрес
О каком дожде мы молимся?
Раби Элияу миВильна Виленский Гаон,
из цикла ««Совершенная Мера» (Эвен Шлема)»
О молитве
Рав Ашер Кушнир
Нужно ли сразу поменять одежду и ходить в кипе?
Рав Моше Сытин
Ведь так мы изменяем тот свой образ, который сотворил Б-г?
Рав Элиезер Ксидо,
из цикла «Недельная глава»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Награда и наказание, благословение и проклятие за соблюдение и нарушение Торы.
«Оцарот»
Как сложно угодить беднякам и богачам, собравшимся на одной и той же трапезе... История о чудесах Творца.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Бехукотай»
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Соблюдение законов шмиты и йовеля приводит не только к физическому, но и духовному благосостоянию. Процесс отступничества от иудаизма является последовательным и разрушительным.
Рав Ефим Свирский
«Оцарот»
История о человеке, который использовал раввинское благословение для того, чтобы выиграть в лотерею
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам газеты «Истоки»
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Рав Бенцион Зильбер
И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.