Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Говорящий: «Вот я обязан дать сэла на милостыню» — или: «Эта сэла — на милостыню» — должен отдать ее бедным немедленно. А если он не отдал сразу, хотя мог это сделать, — он нарушил запрет откладывать исполнение обета. Если же рядом с ним нет бедных, должен он отделить эту монету и отложить ее до того времени, пока не встретит бедных.»Кицур Шульхан Арух, законы милостыни

"Надо простить, но не могу. Что делать?"

Отложить Отложено

Сегодня очень короткая заметка, не больше страницы.

Раби Ицхак Зильберштейн в своей книге (חשוקי חמד) привел такую историю.

Одного студента колеля обидел другой человек. Очень обидел, сильно – так, что обиженный переживал несколько дней, чувствовал себя скверно, места себе не находил. Главное, что ни в чем не был виноват, просто угодил, что называется, под горячую руку. Причем все произошло на глазах других людей, что сделало боль еще сильней и невыносимей.

Одним словом, страшное оскорбление – и, как его пережить, непонятно.

И вот, на исходе третьего дня приходит от того обидчика письмо, в котором написано, что он очень сожалеет о случившемся, полностью признает свою вину, ручается, что это больше не повторится, впредь будет держать себя в руках, – одним словом, просит его простить. Более того, свою вину готов признать перед всеми, кто видел ту некрасивую сцену. Прости, пожалуйста.

Прочитал наш обиженный письмо – и решил его разорвать. Так и сказал своей жене, стоявшей рядом: "Рву!" И тут жена схватила его за руку: "Погоди, не рви!".

"В чем дело? – удивился молодой человек. – Я не собираюсь ему прощать и не верю никаким его письмам. Раньше надо было думать, теперь поздно извиняться. Видишь ли, – и он вздохнул, – моя боль не проходит".

"Вижу, – сказала жена. – Но могу дать тебе совет. Однажды у нас так отец поступил. Хочешь, скажу?"

И сказала:

"Сделать надо так. Достань письмо из конверта и вложи его в сидур. На странице "Шмонэ-Эсрэ". Убери так, чтобы его не было видно по краям книги, иначе снова расстроишься. А увидишь его, только когда начнешь произносить "Шмонэ-Эсрэ". Причем вложи его ровно на той странице, где идет браха: "Слах лану ки хатану, мхаль лану ки пашану, Прости нас – мы согрешили. Помилуй нас – мы нарушили". И когда начнешь говорить эти слова, остановись и скажи про себя: "Рибоно шел олам, Господин мира! Мне очень и очень трудно простить этого человека. Но все равно, я преступаю через свои чувства и прощаю его от всего сердца. Но и Ты прости меня и помилуй меня – за все мои грехи и нарушения".

** **

Если мы хотим, чтобы Всевышний нас прощал, то мы не можем действовать по двойному стандарту: Он нас прощает – а мы других нет. Ровно в той степени, как мы просим Его, надо поступать с окружающими.

Причем хорошо бы знать, что это не просто благое пожелание, а реальность нашего мира. Если я прощаю – и Он простит меня. Если я стою как утес – то и от Него не следует просить уступок.

Более того! Когда нам трудно простить другого, потому что:

(1) он не извиняется,

(2) а если извиняется, то грош цена его извинениям, ибо очевидно, что они неискренние,

(3) пусть даже извинения искренние, но нам-то что от них? боль не проходит!

(4) и пусть боль рано или поздно пройдет, все равно известно и неотвратимо, что он снова повторит свой злодейский поступок, так что наше прощение не поможет,

– во всех этих случаях делать нечего. Не будем его извинять, искать примирений, налаживать отношения. Ни-за-что! Никаких отношений!

Но тогда и мы не будем Всевышнего умолять, чтобы простил нас.

Договорились? Ибо молитва, а тем более такая как "Шмонэ-Эсрэ", – не игра в слова, она очень серьезна и даже опасна – если мы произносим ее формально, не вникая в смысл и не отдавая себе отчета в том, что делаем.

Или – или! Или учимся прощать других – или перестаем молиться. (Извините за категоричность.)

Ведь Всевышний ни разу не сказал еврейскому народу: не верю вашим молитвам – они неискренни. Ни разу не заявил: Я вас простил  а вы не исправились, снова и снова повторяете свои грехи и проступки.

Он нас прощает без условий. И мы верим именно в это Его свойство. А значит, тоже должны обладать таким же свойством. Выбора нет!

** **

С урока "Работаем над своими качествами", цикл "Еврейское поведение". Прошел в прямом эфире 5 марта вечером. Теперь ждем, когда вывесят на сайте Толдот (сБп).

 

Теги: Видео-урок, Недельный раздел