Из цикла «Еврейские мудрецы», темы: Хасидизм, Александр Кац, Праведник
Раби Моше-Хаим-Эфраим из Сиделкова (Дегель махане Эфраим; 5508—5560 /1748—1800/ гг.) — внук и ученик р. Исраэля Бааль-Шем-Това (Бешта; см.); один из ведущих идеологов хасидизма.
Сын единственной дочери Бешта — Адели. Воспитывался в Меджибоже у Бешта, который передал ему многие тайны Торы.
После смерти Бешта, последовавшей в 5520 /1760/ году, учился у р. Якова-Йосефа из Полонного (Толдот Яаков-Йосеф; см.) и р. Дов-Бера (Магида из Межирича; см.).
По завершении периода ученичества возглавил общину городка Сиделкова на Волыни.
Последние двенадцать лет жизни провел в Меджибоже.
Написал книгу Дегель махане Эфраим (Знамя стана Эфраима), ставшую вторым по значению, после книги Толдот Яаков-Йосеф, источником учения Бешта.
Материал в этой книге расположен в соответствии с порядком недельных глав Торы.
В этой книге нашло свое законченное выражение хасидское учение об особой роли цадика (праведника) в еврейском обществе. «Когда существует праведник и мудрец, возглавляющий поколение, и весь еврейский мир “привязывается” и “приклеивается” к нему, — писал р. Моше-Хаим-Эфраим, — тогда все евреи становятся мудрецами, ведь все определяется головой» (Дегель махане Эфраим, Балак). Праведник связывает каждого человека с его духовным корнем в высших мирах. «Я слышал от своего наставника и деда, благословенна память о нем, — разъяснял автор, — что духовный рост человека может происходить только с помощью праведников, возглавляющих поколение. И душевные качества человека, и его речь — все это праведник способен возвысить. …И есть люди, которых праведник возвышает словами Торы и молитвой, и есть люди, которых праведник может возвысить только своими разговорами — …даже на житейские темы. И даже если со стороны кажется, что это праздные разговоры, праведник с их помощью возвышает душу своего собеседника» (там же, Мецора).
Цадик, образ которого рисует автор книги Дегель махане Эфраим, подобен лестнице Яакова, соединяющей землю с небом. Постоянно пребывая в состоянии двекут (прилепленности к Б-гу), он, тем не менее, не замурован в четырех стенах дома учения. Нитями совместного служения, в любви и радости, он неразрывно связан с каждым членом своей общины — в том числе, и с самым невежественными и заблудшими ее членами. Таким праведником был Бешт. По утверждению р. Моше-Хаима-Эфраима, «даже рассказывая случаи из жизни и поддерживая праздные разговоры, Бешт в своей ясной мудрости и духовной чистоте служил Б-гу» — ведь о чем бы ни велась речь, Бешт «возносил буквы из мутных глубин к великому свету и очищал их» (там же, Ваешев; Ки тиса).
Автор книги Дегель махане Эфраим умер семнадцатого ияра 5560 /1800/ года, в возрасте пятидесяти двух лет. Похоронен в Меджибоже рядом с могилой Бешта.
с разрешения издательства Швут Ами
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера к недельной главе «Насо»
Раби Моше бен Маймон РАМБАМ,
из цикла «Книга заповедей. Повелительные заповеди»
Сжигание святынь, ставших нечистыми, и сжигание остатков священных жертв
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Всякое прегрешение против нравственности порождено помрачением рассудка. Нравственная истина и истина логическая — синонимы, и человек может согрешить, только если лишится сперва истинной перспективы.
Рав Гершон Вайс,
из цикла «Шимшон — судья Израиля»
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Шимшон многократно вступал в схватки с филистимлянами. Но когда он взял в жены филистимлянку, началось его духовное падение.
Раби Моше бен Маймон РАМБАМ,
из цикла «Книга заповедей. Повелительные заповеди»
Продолжение Книги Заповедей:ритуальная нечистота и очищение, имущество Храма, недожин края поля и др.
Рав Александр Кац,
из цикла «Еврейские мудрецы»
Биография раввина
Рав Бенцион Зильбер
Принимать обеты могли только по-настоящему Б-гобоязненные люди . Обычный же человек должен придерживаться золотой середины по РАМБАМу.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей о недельной главе Торы
Раби Моше бен Маймон РАМБАМ,
из цикла «Книга заповедей. Запретительные»
Заповеди назира
Раби Моше бен Маймон РАМБАМ,
из цикла «Книга заповедей. Запретительные»
Заповеди, относящиеся к назиру
Рав Гершон Вайс,
из цикла «Шимшон — судья Израиля»
Хотя Шимшону никогда не запрещалось открывать секрет своей необычайной силы, он решил не делать этого, дабы не подвергать опасности свой назирут. Поэтому он не хотел говорить ей правду, что его сила связана с волосами.