Из цикла «Еврейские мудрецы», темы: Алия, Рав Александр Кац, Еврейская поэзия, Италия, Комментарии
Раби Давид бар Яаков Пардо (5470-5552 /1710-1792/ гг.) — законоучитель и пайтан.
Происходил из старинного рода выходцев из испанского города Пардо, расположенного в Кастилии, — этот род подарил еврейскому миру многих знатоков Торы, возглавлявших общины и ешивы в Османской империи, Италии, Нидерландах и Англии.
Родился на севере Италии, в г. Венеции.
Был раввином портового города Сплита, расположенного в Далмации, на берегу Адриатического моря.
В 5521 /1761/ году в венецианской типографии был издан его комментарий на Пятикнижие, озаглавленный Маскиль леДавид (Дума Давида). В этой книге он подверг углубленному анализу классический комментарий Раши (см.), разъяснив в нем многие спорные и противоречивые места в нем.
Комментарий Маскиль леДавид был включен в сборник Амеорот агдолим (Великие светила), содержащий одиннадцать лучших комментариев на Раши — эта книга вышла в свет в Йерушалаиме в 5752 /1992/ году.
Наибольшей известностью среди созданных им книг пользуется комментарий на Тосефту, получивший название Хасдей Давид (Милости Давида).
В классических изданиях Талмуда этот комментарий печатается в приложениях — рядом с основным текстом Тосефты.
Его перу принадлежит также целый ряд пиютов — духовных гимнов, отразивших его глубокие познания в кабале.
В 5540 /1780/ году, в возрасте семидесяти лет, р. Давид Пардо совершил алию — «поднялся» в Землю Израиля. Он поселился в Йерушалаиме и возглавил ешиву Хесед леАвраам (Милость Аврааму), вторую по значению после знаменитой ешивы Бейт Яаков.
В 5546 /1786/ году он завершил свой комментарий на алахический мидраш Сифрей, посвященный двум заключительным книгам Торы — Бемидбар и Дварим.
Комментарий был впервые напечатан в Салониках в 5559 /1799/ году — под наблюдением р. Авраама Пардо, сына и ближайшего ученика автора. В 5750 /1990/ году в Йерушалаиме вышло в свет новое издание этой книги, в котором комментарий р. Пардо помещен рядом с основным текстом Сифрей.
Р. Давид Пардо умер в Йерушалаиме в 5552 /1792/ году.
с разрешения издательства Швут Ами
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Бехукотай»
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда
Рав Бенцион Зильбер
И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам газеты «Истоки»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Награда и наказание, благословение и проклятие за соблюдение и нарушение Торы.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Соблюдение законов шмиты и йовеля приводит не только к физическому, но и духовному благосостоянию. Процесс отступничества от иудаизма является последовательным и разрушительным.
Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»
Если на пути к Торе еврей собирает все свои силы, то у него открывается второе дыхание и он обретает новые силы! Если человек делает все от него зависящее на Земле, то открываются Небеса и спускается манна. Если, несмотря на тьму, еврей стремится к свету, то Небеса освещают его путь к Торе…
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Соблюдение законов шмиты и йовеля приводит не только к физическому, но и духовному благосостоянию. Процесс отступничества от иудаизма является последовательным и разрушительным.
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы. Беар — Бехукотай
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Содержание раздела и краткие очерки на тему недельной главы