Из цикла «Еврейские мудрецы», темы: Иерусалим, Благословения, Алия, Рав Кук, Рав Александр Кац
Раби Элияу-Давид бар Биньямин Рабинович-Теомим (5603—5665 /1843—1905/ гг.) — выдающийся законоучитель, глава ашкеназской общины Йерушалаима.
Родился в литовском крае.
Изучал Тору под руководством отца, возглавлявшего общину г. Вилкомира.
В 5634 /1874/ году р. Элияу-Давид стал раввином г. Поневежа (Паневежиса).
В этот период его зятем и ближайшим учеником стал юный р. Авраам-Ицхак Кук (см.), впоследствии занявший пост главного раввина Земли Израиля.
В 5649 /1889/ году р. Элияу-Давид лишился двух дочерей, одна из которых была женой р. Кука.
Перед тем, как выйти к похоронной процессии, р. Элияу-Давид, известный строгой пунктуальностью, задержался в своей комнате на целых двадцать минут. Позже он объяснил родным причину этой задержки. При выносе тела дочери он должен был, в соответствии с законом, произнести благословение «Барух Даян аэмет» (Благословен истинный Судия). Он знал, что, согласно словам мудрецов Талмуда, «в день беды человек должен благословлять Б-га с тем же чувством благодарности, что и в день радости», — однако он не чувствовал благодарности. Поэтому он заперся в своей комнате и стал вспоминать счастливые события своей жизни. Он вспомнил, какая радость переполняла его в день, когда родилась эта дочь — его первый ребенок. Лишь тогда, с возрожденной благодарностью в сердце, он вышел к похоронной процессии и произнес установленное благословение (Гдолей адорот).
В 5653 /1893/ году р. Элияу-Давид возглавил крупную общину города Мира, в котором располагалась одна из самых знаменитых ешив литовского края.
В 5659 /1899/ году он был приглашен на пост главного раввина ашкеназской общины Йерушалаима и в месяце адар 5661 /1901/ года прибыл в Землю Израиля.
Он был первым официальным раввином ашкеназской общины — ведь и р. Шмуэль Салант (см.), и р. Меир Ойербах (см.), возглавлявшие общину до его приезда, считались главами раввинского суда, но не «главными раввинами» (Везэ шаар ашамаим с.422).
Одновременно р. Элияу-Давид принял руководство ешивой Эц хаим, в которой занимались полторы сотни учеников (еще семьсот мальчиков учились в талмуд-торе — начальной школе, существующей при ешиве).
На свои собственные средства р. Элияу-Давид провел вокруг Йерушалаима субботнее ограждение — эрув, включающий в себя и районы, построенные вне стен Старого города.
Он впервые установил централизованный надзор за отделением трумы и десятины от урожая (там же).
В 5664 /1904/ году в Землю Израиля прибыл его ученик р. Авраам-Ицхак Кук и по его рекомендации стал раввином г. Яффы.
Р. Элияу-Давид Рабинович-Теомим умер после краткой болезни третьего адара 5665 /1905/ года, лишь четыре года пробыв во главе общины святого города.
с разрешения издательства Швут Ами
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера к недельной главе «Насо»
Раби Моше бен Маймон РАМБАМ,
из цикла «Книга заповедей. Повелительные заповеди»
Сжигание святынь, ставших нечистыми, и сжигание остатков священных жертв
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Всякое прегрешение против нравственности порождено помрачением рассудка. Нравственная истина и истина логическая — синонимы, и человек может согрешить, только если лишится сперва истинной перспективы.
Рав Гершон Вайс,
из цикла «Шимшон — судья Израиля»
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Шимшон многократно вступал в схватки с филистимлянами. Но когда он взял в жены филистимлянку, началось его духовное падение.
Раби Моше бен Маймон РАМБАМ,
из цикла «Книга заповедей. Повелительные заповеди»
Продолжение Книги Заповедей:ритуальная нечистота и очищение, имущество Храма, недожин края поля и др.
Рав Александр Кац,
из цикла «Еврейские мудрецы»
Биография раввина
Рав Бенцион Зильбер
Принимать обеты могли только по-настоящему Б-гобоязненные люди . Обычный же человек должен придерживаться золотой середины по РАМБАМу.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей о недельной главе Торы
Раби Моше бен Маймон РАМБАМ,
из цикла «Книга заповедей. Запретительные»
Заповеди назира
Раби Моше бен Маймон РАМБАМ,
из цикла «Книга заповедей. Запретительные»
Заповеди, относящиеся к назиру
Рав Гершон Вайс,
из цикла «Шимшон — судья Израиля»
Хотя Шимшону никогда не запрещалось открывать секрет своей необычайной силы, он решил не делать этого, дабы не подвергать опасности свой назирут. Поэтому он не хотел говорить ей правду, что его сила связана с волосами.