Темы: Рош Ашана, Оцарот, Суд, Чтение для детей, Рассказы
Приближается День Суда, а состояние человека… как бы это сказать… не такое уж блестящее. Хотя он и «полон заповедей, как гранат зернышек», но и другая чаша весов не пустует… Но до того, как ему будет вынесен приговор, приходит белый ангел и возвещает: «Подождите! Этот человек воспитывает детей согласно Торе, и все заповеди, выполненные ими, добавляются к его заслугам!»
И тотчас целый букет различных заповедей падает на правую чашу весов… «Дыхание уст детей, изучающих Тору», — это дыхание, в котором нет греха, дыхание, ради которого существует мир (Шабат 119 б).
Получается, когда человек посылает детей изучать Тору, он вносит свою долю в поддержание существования мира. Он усиливает милость, свет, добро и благословение во всем мироздании, и это «весомая прибавка» к его заслугам.
Так родители получают не только радость от детей и от того, что те продолжают Традицию предков, становясь звеном в золотой цепи поколений, но и заслуги, которые помогут им в День Суда. Так родителей записывают в Книгу Жизни на хороший и светлый год, год счастья, благословения и радости. (Маайан а-Моэд)
Гаон раби Шимон Агаси[i] из Багдада писал: когда человеку предстоит суд, хорошо бы ему нанять лучшего адвоката, который приложит все усилия, чтобы его клиент суд выиграл. Ведь если человек будет сидеть сложа руки и суд вынесет обвинительный приговор, потом оправдываться и подавать апелляцию будет гораздо сложнее, а пока судьи ее рассматривают, придется сидеть в тюрьме.
К чему всё это говорится? Святая Тора заповедует: «И когда пойдете на войну в земле вашей против врага, враждующего с вами, то трубите (в трубы) прерывисто; и будете вспомянуты пред Господом, Б-гом вашим, и будете спасены от врагов ваших» (Бемидбар 10:9).
Но почему вообще приходит война? Почему врагу дана возможность вредить и разрушать? Потому, что так было постановлено в Рош а-Шана — из-за наших грехов и из-за обвинителей. Поэтому нам говорят: «Трубите в трубы» — это подобно обжалованию приговора, вынесенного ранее.
Но изначально Сам Творец говорит: «Трубите в шофар в Новомесячье, в назначенное время, — для праздничного дня нашего, Ибо закон это для Исраэля, установление от Б-га Яакова» (Тэилим 81:4, 5) — молитесь как следует, раскайтесь в грехах и умоляйте о прощении. Тогда вам не понадобится подавать апелляцию. (Имрэй Шимон)
[i] Раби Шимон бен-Аарон-Аба бар-Аба Агаси (5612-5674 / 1852-1914, Багдад) — один из великих мудрецов Багдада, глава ешивы, каббалист, даршан (лектор-проповедник) и поэт.
Рав Бенцион Зильбер
Рав Бенцион Зильбер
Коэну легче быть назиром?
Рав Бенцион Зильбер
Назореи давали обет безбрачия?
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Шимшон многократно вступал в схватки с филистимлянами. Но когда он взял в жены филистимлянку, началось его духовное падение.
Рав Моше Пантелят,
из цикла «Уроки Пятикнижия — Бемидбар»
Рав Натан Агрес
Почему в современном иудаизме нет таких течений, как ессеи?
Рав Яков Шуб
Как вино связано с Будущим миром и внутренней сутью вещей?
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей о недельной главе Торы
Рав Натан Агрес
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера к недельной главе «Насо»
Рав Бенцион Зильбер
Письмо странное, но вдруг информация правдивая?
Раби Моше бен Маймон РАМБАМ,
из цикла «Книга заповедей. Повелительные заповеди»
Сжигание святынь, ставших нечистыми, и сжигание остатков священных жертв