«Если восстанет в среде твоей пророк или сновидец…» (Дварим 13:2)
Рассказывают, как раби Пинхас Калифа а-Коэн[1] спас от смерти короля Марокко — благодаря своему сну. Вот как это произошло.
Однажды, когда король пребывал в летнем дворце, раби Пинхас увидел во сне, как некие люди идут туда, чтобы убить короля. Проснувшись, он принялся размышлять, относится этот сон к разряду тех, что «ложное рассказывают» (см. Зхарья 10:2), или же к тем, в которых «одна шестидесятая часть пророчества».
Он встал на молитву, но сердце не давало ему покоя: «Почему ты молчишь? Ведь, быть может, сегодня короля убьют. Неужели ты ничего не сделаешь ради его спасения?» Раби Пинхас прислушался к своей тревоге и решил, что, несмотря на сомнения, нужно действовать.
Закончив молитву, он направился прямиком к летнему дворцу и сказал, что ему необходимо немедленно видеть короля. Дворцовые стражи были из местных жителей и хорошо знали раби Пинхаса. Они согласились впустить его, и после короткого доклада король принял его.
— Господин мой король, — сказал раби Пинхас Калифа, — вот что я видел во сне о тебе. И хотя я сомневаюсь, что сон вещий, ты ничего не потеряешь, если примешь меры предосторожности. Потому прикажи своим слугам, что приносят завтрак, самим прежде отведать пищу — вдруг в ней окажется яд.
Король в ту пору имел основания опасаться государственного переворота. Он внимательно выслушал раби Пинхаса и согласился с ним.
Еще до того, как раби Пинхас закончил свою речь, слуги внесли хлеб и молоко. Король задержал их и повелел отпить из своей чаши.
Услышав это, раби Пинхас вновь обратился к королю:
— Зачем приказывать пить им обоим? Прикажи одному, и тогда, если он умрет, ты сможешь допросить второго и узнать, кто всё это организовал.
Король согласился с раби Пинхасом. Слуги спорили, кому пить из чаши, пока король сам не выбрал одного из них. Тот был вынужден сделать глоток и тотчас скорчился от боли в животе… Вскоре его душа покинула тело.
Увидев это, король приказал схватить второго и дознаться, кто дал им яд. Слуга быстро «раскололся» и открыл всю правду о заговоре.
Король же был благодарен раби Пинхасу и окружил его великим почетом, а тот сумел использовать королевское расположение на благо еврейской общины Марракеша (Эмуна Шлема)
[1] Раби Пинхас Калифа а-Коэн Азуг (умер в 5712 / 1952 году; его «илула» — последний день жизни — отмечается 14 тэвета) — знаменитый раввин «из праведников города Марракеша», очень много сделавший для общины города.
Рав Бенцион Зильбер
Рав Бенцион Зильбер
Коэну легче быть назиром?
Рав Бенцион Зильбер
Назореи давали обет безбрачия?
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Шимшон многократно вступал в схватки с филистимлянами. Но когда он взял в жены филистимлянку, началось его духовное падение.
Рав Моше Пантелят,
из цикла «Уроки Пятикнижия — Бемидбар»
Рав Натан Агрес
Почему в современном иудаизме нет таких течений, как ессеи?
Рав Яков Шуб
Как вино связано с Будущим миром и внутренней сутью вещей?
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей о недельной главе Торы
Рав Натан Агрес
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера к недельной главе «Насо»
Рав Бенцион Зильбер
Письмо странное, но вдруг информация правдивая?
Раби Моше бен Маймон РАМБАМ,
из цикла «Книга заповедей. Повелительные заповеди»
Сжигание святынь, ставших нечистыми, и сжигание остатков священных жертв