«И сказали Моше: рабы твои сосчитали поголовно воинов, которые поручены нам, и не убыло ни одного из них. И вот, приносим мы приношение Господу, кто что добыл, из золотых вещей… для искупления душ наших пред Господом» (Бемидбар 31:49, 50).
В Талмуде (Шабат 64а) приводится следующий диалог.
Сказал Моше Израилю:
— Быть может, вернулись вы к своей прежней испорченности?
Ответили ему:
— Не убыло ни одного из нас.
Сказал им:
— В таком случае — зачем искупление?
Ответили ему:
— От нарушений мы ушли, но от мыслей о них не ушли.
И сразу вслед за этим:
— И вот, приносим мы приношение Господу… для искупления душ наших пред Господом.
На первый взгляд, непонятно: если это приношение Б-гу ради искупления мыслей о нарушении, которые, возможно, были у них во время войны, почему воины не сделали этого раньше? Почему не поспешили искупить грех сразу, как вернулись с войны?
Дело в том, что чувства и ощущения, которые человек испытывает, «врезаются» в его душу и часто сохраняются там много лет, даже после того, как он всё забыл. Это подводит нас к ответу на наш вопрос — согласно подходу автора «Хидушей а-РИМ»[i].
Изначально сыны Израиля полагали, что жертву нужно приносить лишь за реальные грехи, а не просто за помыслы. Но затем Моше Рабейну сообщил им об обязанности очищать огнем сосуды, изъятые в Мидьяне, и это — несмотря на то, что остатки запрещенной пищи, которая в них готовилась, совершенно неразличимы снаружи. Тогда евреи поняли, что ошибались. Они обратили внимание на то, что даже отдельные греховные мысли, не оставляющие видимого следа, всё равно «впитываются» в душу. Поэтому — необходимо искупление.
Вот почему именно в этот момент сыны Израиля решили принести жертвы за греховные помыслы. (Лэламедха)
[i] Раби Ицхак-Меир бар Исраэль Ротенберг (Алтер из Гуры; Хидушей а-РИМ; 5559-5626 /1799-1866, Польша) — выдающийся законоучитель и хасидский наставник, основатель движения гурских хасидов.
Рав Бенцион Зильбер
Рав Бенцион Зильбер
Коэну легче быть назиром?
Рав Бенцион Зильбер
Назореи давали обет безбрачия?
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Шимшон многократно вступал в схватки с филистимлянами. Но когда он взял в жены филистимлянку, началось его духовное падение.
Рав Моше Пантелят,
из цикла «Уроки Пятикнижия — Бемидбар»
Рав Натан Агрес
Почему в современном иудаизме нет таких течений, как ессеи?
Рав Яков Шуб
Как вино связано с Будущим миром и внутренней сутью вещей?
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей о недельной главе Торы
Рав Натан Агрес
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера к недельной главе «Насо»
Рав Бенцион Зильбер
Письмо странное, но вдруг информация правдивая?
Раби Моше бен Маймон РАМБАМ,
из цикла «Книга заповедей. Повелительные заповеди»
Сжигание святынь, ставших нечистыми, и сжигание остатков священных жертв