«Если по законам Моим будете ходить» (26:3). Рассказывает гаон рав Хаим Яаков Левин.
Когда-то давно я учился в ешиве Каменец у гаона раби Баруха Бера, умершего перед тем, как разразилась страшная война. Хазон Иш сказал, что его труд над Торой защищал все поколение, и когда для нас был вынесен этот страшный приговор, он не мог воплотиться до смерти раби Бера.
В ту пору моей юности однажды несколько лучших учеников собрались в комнате гаона, и в обсуждении возник сложный вопрос по одному из разделов Гмары. Все пытались разрешить его — один так, другой эдак — но все варианты ответа отвергались, а вопрос продолжал стоять, как крепостная стена.
В тот момент глава ешивы вошел в комнату и увидел, что все крайне напряжены, а на лбах собравшихся от умственных усилий возникли морщины.
«Чем вы здесь занимаетесь?» — спросил он.
Ученики изложили перед ним мучивший их вопрос. Едва услышав его, рав, не сходя с места, дал поразительный по своей глубине ответ. Он развернул рассуждение, привел аргументы и озарил всех светом.
Лица прояснились, напряжение ушло — не бывает радости больше, чем от разрешения сомнений!
Внезапно лицо самого главы ешивы помрачнело. Ученики с тревогой смотрели на него, пока он расхаживал по комнате из угла в угол, держась рукой за лоб. Затем он остановился возле стола и произнес сокрушенным голосом: «Я ошибся, дорогие мои!» Со страданием и сожалением он сказал: «Каюсь и признаюсь, что поступил неправильно».
И пока еще все присутствующие были ошарашены, рав начал объяснять: «Наши святые мудрецы говорили, что если человек скажет тебе “Я не трудился и нашел”, не верь ему. Ведь Тора обретается лишь стараниями! Все познания в ней, любые открытия и постижения должны приходить только через труд. А сейчас я едва лишь услышал вопрос, как тотчас сообщил ответ на него. На первый взгляд, это хорошее объяснение, умное и меткое. Но мудрецы свидетельствуют, что этому верить нельзя. Надеюсь, я не преступил запрет открывать в Торе смыслы, несоответствующие Алахе. Ведь у того, кто так делает, нет доли в будущем мире!»
Оставив учеников удивленными, он вновь стал ходить по комнате из угла в угол, а его глаза горели, как два языка пламени. Он размышлял над вопросом со страшным усердием. По прошествии целых десяти минут напряженного размышления его глаза засияли: «Благословен Г-сподь, — вскричал он, — я трудился и нашел! Подойдите, послушайте ответ на ваш сложный вопрос!»
Ученики преклонили ухо, и глава ешивы начал излагать им свой ответ. Слово за словом он повторил весь предыдущий вариант ответа…
Но это невозможно было даже сравнивать! В этот раз слова были произнесены с могучим огнем, с вдохновенным энтузиазмом. Теперь это был ответ, полученный в стараниях!
Мы вряд ли можем себе представить поразительные таланты «князя Торы», гаона раби Аарона Котлера. Его открытия лились, словно вода из неиссякаемого источника. Он давал уроки по четыре-пять часов без перерыва, связывая одну мысль с другой, так что даже лучшие из его учеников уставали. Целые два дня посвящались в ешиве тому, чтобы восстановить весь урок по частям и заучить его.
Однажды, в разгар снежной зимы, в печи горел огонь, а труба засорилась. Учебное помещение начало заполняться дымом. Некоторые сразу убежали, тогда как другие продержались еще полчаса. Отдельные учащиеся покинули зал, лишь спустя час, — их глаза слезились, а сами они тяжело кашляли. Но глава ешивы продолжал сидеть за книгой с полным воодушевлением. Он даже ничего не заметил и рассуждал над разделом Гмары до полного его прояснения.
И тогда он обратил внимание, что остался один в зале. «Где же все?» — недоуменно спросил он.
Вот что значит настоящий труд над Торой (Майян а-Шавуа).
Рав Бенцион Зильбер
Ханаья, Мишаэль и Азарья были готовы к мучительной смерти. Благодаря чуду они остались живы, а их поступок стал ярчайшей иллюстрацией «кидуш а-Шем», Освящения Имени Творца.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Если человек постоянно занят Торой и вежлив с людьми, его будут уважать и хвалить. Кроме соблюдения заповедей Творца, надо быть деликатными с людьми.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Эмор» из книги рава И. Зильбера «Беседы о Торе»
Хава Куперман,
из цикла «Недельные главы Торы (Пятикнижие Моисея)»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей о недельной главе Торы.
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам журнала «Исток»
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Правильно и праведно переданная Мудрость возвращается к своему источнику, успев усилиться и обогатиться благодаря еще одному произнесению, еще одному выходу в мир.
Рав Элиягу Вугенфирер,
из цикла «Недельная глава Торы»
Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»
Коментарии к недельной главе Льва Кацина