Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Ханаья, Мишаэль и Азарья были готовы к мучительной смерти. Благодаря чуду они остались живы, а их поступок стал ярчайшей иллюстрацией «кидуш а-Шем», Освящения Имени Творца.

Как мы уже говорили, один из трех наиболее строгих запретов, нарушения которых мы обязаны избежать любой ценой, – запрет идолопоклонства. Если от еврея требуют нарушить этот запрет под угрозой смерти, он должен быть готов пожертвовать жизнью.

Так евреи и поступали на протяжении веков, от эпохи Калигулы до времен Хмельницкого, да сотрутся имена грешников, во времена крестовых походов и инквизиции. Еврейская история хранит бесчисленное множество фактов самопожертвования, когда никакие угрозы и никакие посулы не могли заставить евреев поклониться чужим богам. В третьей главе Книги Даниэля содержится один из самых известных и самых сложных по мотивировке примеров такой самоотверженности. Это произошло во времена, когда Вавилонской империей правил Невухаднецар (в принятой в русском языке транскрипции – Навуходоносор), владыка самовлюбленный и жестокий. Невухаднецару было мало всевозможных почестей и неограниченной власти над народами его империи. По велению царя было изваяно из золота его изображение – огромная, высотой около тридцати метров, статуя, которая должна была символизировать его могущество и могущество его империи. Царь потребовал, чтобы все его подданные поклонились статуе.

Каждый из народов, населяющих страну, обязали прислать трех представителей для участия в торжественном открытии статуи. Участникам церемонии было приказано встать перед статуей и по специальному знаку пасть ниц – поклониться ей. В приказе было сказано, что тех, кто этого не сделает, бросят в горящую печь. Представителей от евреев царь сам назвал поименно. Он потребовал, чтобы от евреев на церемонию явились Хананья, Мишаэль и Азарья – три еврейских юноши, воспитанные при дворе и занимавшие там высокие посты.

Поклониться идолу? Для трех юношей это было исключено. Умереть? Но тогда надо твердо знать, ради чего. Действительно ли скульптурное изображение царя является идолом? Возможно, это только статуя, и назначение у нее – чисто политическое. А если это не идол, так, может быть, поклониться можно? Но как это будет понято другими? Пусть это просто статуя, а не идол, но люди могут воспринять поступок юношей как поклонение евреев идолу, и тогда этот поступок будет осквернением Имени. Мидраш в «Шир а-ширим Раба» рассказывает, как эти трое, получив приказ царя, отправились за советом к великому мудрецу Даниэлю. Даниэль нашел положение сложным и не стал выносить решение сам, а посоветовал юношам обратиться к пророку Йехезкелю.

Йехезкель прочел юношам выдержку из одного из пророчеств великого Йешаяу: «Ступай, мой народ, войди в свои покои и запри за собой двери, спрячься лишь на мгновение, пока не пройдет гнев» (Йешаяу, 26:20) – и предложил им поступить так, как сказано у Йешаяу. Это означало, что от выполнения смертоносной миссии, выпавшей на долю юношей, можно уклониться, можно переждать опасность в укрытии.

У Хананьи, Мишаэля и Азарьи появилась возможность избежать испытания. И тем не менее ответ пророка их не удовлетворил. Их беспокоило, что следствием такого решения может стать осквернение Имени Всевышнего, хилуль Ашем.

Ведь что произойдет? На площади перед статуей соберутся тысячи людей, и не разглядеть будет, кто именно бьет поклоны перед истуканом. Их отсутствия никто не заметит. И уже назавтра, толкуя о великолепном торжестве, люди будут описывать, как все подданные Невухаднецара в полном единодушии поклонились идолу. И евреи не составили исключения.

Допустить этого было нельзя. Хананья, Мишаэль и Азарья сказали Йехезкелю, что прятаться не будут. Они публично откажутся преклонить колени перед идолом. Тогда Йехезкель обратился к Творцу с вопросом, спасет ли Он этих людей от неминуемой гибели. Всевышний не обещал спасения. Ответ потряс пророка, но не смутил Хананью и его товарищей. Они взвесили все доводы, решили, что их долг – публично продемонстрировать силу еврейского духа, и были готовы отдать жизнь ради освящения Имени Творца. Книга Даниэля рассказывает нам, что с тремя юношами произошло великое чудо и они вышли из печи невредимыми. Мидраш «Торат коаним» на главу «Эмор» говорит: «Отсюда следует, что для того, кто жертвует собой в расчете, что Б-г совершит для него чудо, – Б-г не делает чуда, а для каждого, кто не рассчитывает на чудо, – делает чудо». Думается, пояснения тут не нужны.


Глава Бехукотай завершает третью книгу Пятикнижия, книгу Ваикра (Левит). Большую часть главы занимают описания благословений и проклятий, которые навлечет на себя еврейский народ в будущем Читать дальше

Недельная глава Бехукотай

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Бехукотай»

Глава Бехукотай

Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»

Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда

«Бехукотай» («По законам моим»). Пророчества, которые убеждают

Рав Бенцион Зильбер

И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.

Недельная глава Беар—Бехукотай

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.

Недельная глава Бехукотай

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»

По материалам газеты «Истоки»

Мидраш рассказывает. Недельная глава Бехукотай

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Награда и наказание, благословение и проклятие за соблюдение и нарушение Торы.

Избранные комментарии на главу Бехукотай

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Соблюдение законов шмиты и йовеля приводит не только к физическому, но и духовному благосостоянию. Процесс отступничества от иудаизма является последовательным и разрушительным.

Недельная глава Бехукотай

Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»

Если на пути к Торе еврей собирает все свои силы, то у него открывается второе дыхание и он обретает новые силы! Если человек делает все от него зависящее на Земле, то открываются Небеса и спускается манна. Если, несмотря на тьму, еврей стремится к свету, то Небеса освещают его путь к Торе…