Из цикла «Притчи Хафец Хаима», темы: Душа, Хафец Хаим, Будущий мир, Притчи Хафец Хаима, Притчи, Материальные блага
И еще увидишь ты, что полностью лишились мы чутья душевного. Ты и сам прекрасно знаешь, что, когда на ярмарку собираются несколько десятков тысяч человек, хозяева всех постоялых дворов стараются приготовить для них всяческую еду: и уток, и откормленных кур... Съезжаются на ярмарку самые разные люди. Есть среди них мудрецы, есть глупцы, а есть такие, в которых мудрость и глупость уравновешены. И каждый человек ведет дела согласно своей мудрости и ловкости. Но если взять даже самого глупого из них, который во всех своих делах поступает совершенно неразумно, — даже ему в голову не придет, что он приехал на ярмарку в первую очередь для того, чтобы поесть вкусную курочку на каком-нибудь постоялом дворе. (Может быть, он и в самом деле очень любит курятину, которую готовит именно этот хозяин, но ведь приехал он не ради нее!) Всякий будет стараться прежде всего закончить те дела, ради которых он, собственно, и поехал на ярмарку, чтобы не оказалось, что он съездил впустую. И проверить это все можно очень просто. Подойди к любому и спроси его: «Зачем ты сюда приехал?» Сейчас же каждый начнет рассказывать тебе о своих делах.
А что же получается у нас? Злое начало настолько запутывает людской разум, что многие из нас вообще не задумываются о том, для чего спустилась их душа из вышнего мира сюда, в наш мир. А ведь ей пришлось пройти такой длинный путь (путь от высших духовных миров в наш материальный)! И они думают, что их здешнюю жизнь можно считать удачной только тогда, когда они превратят все свои дни в праздники, проводя их за столом, ломящимся от всевозможных яств. И человек совершенно не думает о том, что будет потом. А ведь ему придется вернуться в вышний мир — согласно Писанию: «...а душа вернется к Г-спо-ду, Который дал ее», и представить все свои приобретения перед Святым, благословен Он, и перед Вышним Судом. А если дом его будет пустым, где скроет он свой позор?
И все это содержится в одной фразе из Мишны: «Акавья бен Мехалальэль говорит: смотри на три вещи, и ты никогда не совершишь преступления. Знай, откуда ты пришел, и куда ты идешь, и перед Кем тебе в будущем придется держать ответ. Откуда ты пришел? Из зловонной капли. (...)» На первый взгляд нужно было Мишне сразу после вопроса дать и ответ; почему же Мишна сначала задала все вопросы, а лишь потом перешла к ответам? А дело в том, что первое предложение обращается только к душе, говоря ей: «Как же ты совершила преступление? Разве не помнишь, откуда пришла ты: из обители Святости Его, с небес? И ведь каждую секунду, что ты проводишь в этом мире, ты все ближе и ближе к возвращению в вышний мир!» Именно об этом намек в словах: «...и куда ты идешь». К физическому телу Мишна обращается во втором предложении. Там она напоминает телу о его низменности, чтобы оно не грешило. Третье же напоминание: «...и перед Кем тебе в будущем придется держать ответ» обращено к ним обоим, поскольку в день Суда Святой, благословен Он, объединяет душу и тело в одно, как говорит Талмуд в главе Хелек.
Шем Олам, 11
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера к недельной главе «Насо»
Раби Моше бен Маймон РАМБАМ,
из цикла «Книга заповедей. Повелительные заповеди»
Сжигание святынь, ставших нечистыми, и сжигание остатков священных жертв
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Всякое прегрешение против нравственности порождено помрачением рассудка. Нравственная истина и истина логическая — синонимы, и человек может согрешить, только если лишится сперва истинной перспективы.
Рав Гершон Вайс,
из цикла «Шимшон — судья Израиля»
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Шимшон многократно вступал в схватки с филистимлянами. Но когда он взял в жены филистимлянку, началось его духовное падение.
Раби Моше бен Маймон РАМБАМ,
из цикла «Книга заповедей. Повелительные заповеди»
Продолжение Книги Заповедей:ритуальная нечистота и очищение, имущество Храма, недожин края поля и др.
Рав Александр Кац,
из цикла «Еврейские мудрецы»
Биография раввина
Рав Бенцион Зильбер
Принимать обеты могли только по-настоящему Б-гобоязненные люди . Обычный же человек должен придерживаться золотой середины по РАМБАМу.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей о недельной главе Торы
Раби Моше бен Маймон РАМБАМ,
из цикла «Книга заповедей. Запретительные»
Заповеди назира
Раби Моше бен Маймон РАМБАМ,
из цикла «Книга заповедей. Запретительные»
Заповеди, относящиеся к назиру
Рав Гершон Вайс,
из цикла «Шимшон — судья Израиля»
Хотя Шимшону никогда не запрещалось открывать секрет своей необычайной силы, он решил не делать этого, дабы не подвергать опасности свой назирут. Поэтому он не хотел говорить ей правду, что его сила связана с волосами.