Темы: Песах, Чудеса, Маца, Исход из Египта
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныЗдравствуйте. Очень благодарен всем, кто участвует в ответах на вопросы, порой, может, и глуповатые, но для меня очень важны ваши ответы (советы). Пусть благословит вас Г-сподь.
Вот вопрос: маца должна быть готова за 18 минут, но ведь народ, вышедший из Египта, вынес тесто и из него сделала мацу. По времени это больше восемнадцати минут. «34 И понес народ тесто свое, прежде нежели оно вскисло; квашни их, завязанные в одеждах их, были на плечах их. 39 И испекли они из теста, которое вынесли из Египта, пресные лепешки, ибо оно еще не вскисло, потому что они выгнаны были из Египта и не могли медлить, и даже пищи не приготовили себе на дорогу» (Исх.12:34; 39).
Здравствуйте!
Вы задаете очень верный вопрос. Комментатор, который рассматривает его, — Ор а-Хаим а-Кадош. Он объясняет: хотя с момента замешивания до выпечки тесто уже должно было бы закваситься и стать «хамцом» (ведь путь от Рамсеса до Суккота занимает более восемнадцати минут), этого не произошло, т. к. евреи все время его месили. А все время, пока тесто месят, — оно не заквашивается.
Это объяснение помогает Ор а-Хаим ответить еще на один вопрос, который задают комментаторы: почему евреи несли тесто на себе, а не везли на телегах или на ослах, как сказано (Шмот 12:39): «И нес народ свое тесто до того, как оно заквасилось… на своих плечах». По Ор а-Хаиму это можно объяснить так: они не могли положить тесто в телеги, поскольку там оно бы заквасилось, поэтому несли его на себе, чтобы можно было месить по дороге.
Но Рамбан (комментарий к стиху 12:39) отвечает на этот вопрос немного иначе. Согласно Рамбану, исход был столь стремительным, что с момента замешивания теста до выпечки мацы не успело пройти и восемнадцати минут. То есть, евреи замесили тесто еще в Египте, а меньше чем через восемнадцать минут пекли его уже за пределами Египта.
При этом Рамбан допускает, что его могли печь уже в Суккоте, хотя расстояние между Рамсесом и Суккотом составляет примерно 120 километров (см. Раши к стиху 37). Другими словами, такое скорое прибытие в Суккот, что даже тесто не успело закваситься, было еще одним открытым чудом в череде чудес, сопровождавших евреев при исходе из Египта.
С уважением, Моше Сытин
Раби Моше Хаим Луццато РАМХАЛЬ
Как могут существовать чудеса? Из очерка "Основы".
Рав Хаим Суницкий
Рав Овадья Климовский
Какие были причины попадания в рабство?
Мирьям Климовская
Как правило, за нашими праведниками и мудрецами всех поколений замечали, что даже в преклонном возрасте они были деятельны и даже стремительны, когда дело касалось исполнения воли Творца
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
Маца — напоминание всем последующим поколениям о том, что наши отцы в полноте и чистоте своей веры приняли обещание Всевышнего дать им свободу
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Многие явления природы настолько чудесны и удивительны, что человек, даже не склонный задумываться над тайной творения, испытывает невольный восторг, наблюдая их.
Рав Элиезер Ксидо,
из цикла «Смысл заповедей»
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Полная хронология исхода из Египта, включая чудеса, которые происходили с евреями. Прощание с рабством началось с извлечения саркофага.
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Существует несколько мнений относительно того, сколько лет евреи пробыли в Египте. Рабство начиналось постепенно.
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Что такое хамец? Что именно запрещено в Песах?
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «О нашем, еврейском»
По материалам журнала «Истоки»
Рав Элиезер Ксидо,
из цикла «Смысл заповедей»
Рав Бенцион Зильбер
Ханаья, Мишаэль и Азарья были готовы к мучительной смерти. Благодаря чуду они остались живы, а их поступок стал ярчайшей иллюстрацией «кидуш а-Шем», Освящения Имени Творца.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Если человек постоянно занят Торой и вежлив с людьми, его будут уважать и хвалить. Кроме соблюдения заповедей Творца, надо быть деликатными с людьми.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Эмор» из книги рава И. Зильбера «Беседы о Торе»
Хава Куперман,
из цикла «Недельные главы Торы (Пятикнижие Моисея)»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей о недельной главе Торы.
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам журнала «Исток»
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Правильно и праведно переданная Мудрость возвращается к своему источнику, успев усилиться и обогатиться благодаря еще одному произнесению, еще одному выходу в мир.
Рав Элиягу Вугенфирер,
из цикла «Недельная глава Торы»
Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»
Коментарии к недельной главе Льва Кацина