Оглавление
Карет — «отсечении души» [↑]
Карет — это наказание за определённые грехи, которое заключается в «отсечении души» навеки.
Слово «карет» обозначает на иврите — отсечение (см. Ялкут Шимони 201). Однако рав Хаим Воложинер в книге Нефеш аХаим(1:18) объясняет, что не вся душа человека отсекается от вечности, а только та часть души, которая связана с грехом.
Наказание «карет» полагается только тому, кто согрешил умышленно. Поэтому, если еврей вырос в нееврейской среде, либо воспитывался в нееврейской семье и не знал, что за те или иные действия полагается «карет», ему не полагается это наказание.
Даже человек, который намеренно совершил грехи, за которые полагается «карет», может раскаяться в своих поступках и искренне принять на себя обязанность не повторять их. Тогда Всевышний простит ему грехи, и, таким образом, «снимет» с него наказание «карет». Если еврей искренне раскаялся о своих грехах и искренне принял на себя обязанность не повторять их впредь, то он может быть уверен, что Б-г простил ему грехи.
Ниже приведем отрывок из книги « Врата воздаяния» великого мудреца и знатока сокровенного учения Торы, раби Моше бен Нахмана — Рамбана (Нахманида).
В этой части книги Рамбан описывает виды наказания «карет» и приводит авторитетное мнение другого великого мудреца, Рамбама.
Для удобства пользователей, мы упростили язык и сократили некоторые абзацы, не относящиеся к теме (всю книгу можно найти у нас на сайте)
Рамбан о наказании «карет» [↑]
Совершенный праведник, которого дурное влечение заставило съесть кусочек нутряного жира размером с маслину, не «отсекается» полностью и не теряет свой удел в будущем мире (хотя за такой проступок по закону Торы следует «карет»)
…А теперь мы должны разъяснить, в чем заключается суровое наказание, называемое карет (отсечение).
Это, действительно, истребление души, как говорится в Сифре (Эмор 14:4): «Поскольку везде в Писании сказано “карет” и не объяснено, в чем заключается эта кара, Тора говорит: “Истреблю Я его душу из его народа” (Ваикра 23:29—30), и это учит нас, что карет — это истребление души».
Однако, со смертью нечестивца его душа не перестает существовать, распадаясь на первоэлементы, подобно душам животных, или полностью исчезая. Но его «истребление» сопровождено карами и страданиями. Ведь человеческая душа не может просто исчезнуть вместе с гибелью тела… невозможно, чтобы душа, которая так возвышена, исчезла и потерялась.
Но все происходит иначе. Все, приговоренные к этому наказанию (карету), караются в Геиноме 12 месяцев, в соответствии с виной каждого. А когда заканчивается срок кары, «их души сжигаются» и «превращаются в пепел», т.е. они перестают быть теми созданиями, которыми были, как сожженный предмет, ставший пеплом, «и ветер» от Б-га — ветер, приносящий облегчение — «рассеивает его (пепел) под стопы праведников», т.е. на уровень ниже [уровня, соответствующего] наслаждению и покою праведников.
На этом уровне [«под ногами праведников»] нет прежних кар и страданий, но и нет неги и наслаждения праведников.
А «средние» поднимаются по завершению кары на уровень, где вкушают покой и наслаждение — но не так, как праведники.
А законченных грешников (вероотступников, безбожников и т.п.), приговоренных к самому суровому наказанию, карают из века в век. И согласно воле Владыки, да будет Он благословен, эти души продолжают существовать, и Он карает их такими казнями и страданиями, которые не уничтожают эти грешные души…
Виды наказания «карет» (по Рамбану) [↑]
Тот карет, при котором, как мы сказали, истребляется душа грешника, не касается всех, приговоренных к карету. Ведь совершенный праведник, которого дурное влечение заставило съесть кусочек нутряного жира [строго запрещенного Торой] размером с маслину, не «отсекается» полностью и не теряет свой удел в будущем мире (хотя за такой проступок по закону Торы следует карет).
И любой человек, совершивший один из грехов, наказуемых каретом, не теряет полностью своего удела в Ган Эдене и будущем мире. Ведь когда наши мудрецы перечисляли (Санхедрин 90а): «И вот те, у кого нет удела в будущем мире», они перечислили только тех, кто отвергает основные принципы Торы.
И теперь остается выяснить, в чем же заключается карет, если и после «отсечения» душа все же сохраняет свой удел в Ган Эдене и будущем мире?
Объяснение заключается в том, что карет, о котором говорит Тора, — это двоякое наказание и тела, и души.
1) Карет тела [↑]
У того, чьи заслуги превышают его грехи, но среди грехов есть наказуемые каретом, карет поражает тело, и человек умирает в середине своих дней, как сказано в главе Машкин(Моэд катан 28а): «Умер пятидесятилетним — это смерть, вызванная каретом» (и разъясняется там же, в Гемаре, что имеется в виду смерть в возрасте от 50 до 60 лет).
И сказано в Сифри (Хукат 125): «Почему в оном месте (в книге Ваикра, 15:31) это наказание названо “смертью”, а здесь — “каретом”? Чтобы научить тебя, что карет — это смерть, смерть — это карет»
В книге Ваикра 15:31, написано: «Берегите сыновей Израиля от их нечистоты, чтобы они не умерли из-за своей нечистоты, оскверняя Мою обитель, которая среди них».
А в Бемидбар 19:13, по поводу того же греха — осквернения Мишкана (Переносного Храма) — говорится: «Каждый, прикоснувшийся к мертвецу… и не очистившийся, обитель Ашема он оскверняет, и отсечется эта душа из среды народа Израиля…» Т.е., получается, что «отсечение души», карет — это смерть.
И на это намекается в нескольких случаях, когда о карете говорится (Ваикра 17:9): «И отсечется сей муж от своего народа» (Т.е. «отсечется» только «муж» — тело, а не душа). И когда умирает тот, чье тело было «отсечено», его душа не спускается в Геином, ибо у него преобладали заслуги, но он удостаивается соответствующего удела в Ган Эдене.
2) Карет души [↑]
Если у человека грехов больше, чем заслуг, и среди грехов есть наказуемые каретом, тогда карет поражает душу грешника, после того, как она отделяется от его тела, и она «отсекается» от жизни в Ган Эдене.
И [в эту категорию попадают те], у которых преобладают грехи, и в том числе, грех намеренного невыполнения предписывающих заповедей.
Как учили наши мудрецы, благословенна память о них (Рош ашана 17а),:«они спускаются в Геином и наказываются там в течение двенадцати месяцев», а «по истечение двенадцати месяцев их тела окончательно распадаются, души сжигаются, Геином извергает пепел, и ветер рассеивает его под стопы праведников» (ср. выше).
И на эту разновидность карета намекает стих: «…И отсечется эта душа от Меня…» (Ваикра 22:3), и написано (там же 23:30): «Истреблю Я его душу из среды его народа » (т.е. мы видим, что «отсечется» и «истребится» именно душа, но не тело).
Карет не поражает тела этих нечестивцев, и порой они благополучно доживают в этом мире до глубокой спокойной старости, как написано: «И есть нечестивец, долговечный в своем нечестии» (Коэлет 7:15).
3) Карет и тела, и души [↑]
И есть еще наказываемые каретом, у которых тело «отсекается» от жизни этого мира, а душа «отсекается» не только от жизни в Ган Эдене, но даже от жизни будущего мира, так как она вечно карается в Геиноме.
И это идолопоклонники и безбожники — например, перечисленные мудрецами (Санхедрин 90а): «И вот те, у кого нет удела в будущем мире: тот, кто утверждает, что не будет воскрешения мертвых; тот, кто говорит, что Тора не дарована с Небес; апикорос — тот, кто не почитает мудрецов Торы».
И также [к ним добавлены]: «…тот, кто сбросил с себя “ярмо” (“ярмо” Торы и заповедей); тот, кто отверг “союз плоти” (брит мила — союз обрезания); тот, кто извращает слова Торы» (Санхедрин 12:5).
А также: «еретики, и вероотступники, и доносчики, и подражающие образу жизни неевреев, и грешники, которые вводили в грех многих, и те, что “наводили ужас в стране живых” (Йехезкель 32:24, см. п.4).
Все они сходят в Геином и подвергаются там карам из века в век и т.д.».
Об этих нечестивцах написано: «Отсекается, отсечена будет та душа; ее грех — на ней» (Бемидбар 15:31). И толковали наши учителя (Сифри, Шлах 112): «Отсекается» — в этом мире, «отсечена будет» — в будущем мире».
И это слово … удвоено в Торе только в отношении служащих чужим богам, хулителей святого и им подобных: «За то, что слово Всевышнего он презрел и Его повеление отверг, отсекается, отсечена будет та душа; ее грех на ней».
Толковали в трактате Шевуот (13а), … что, поскольку этот стих говорит о служении чужим богам, наши мудрецы перечислили именно упомянутых выше и им подобных, так как стих подразумевает и их, и всех, отвергающих основы веры … о которых сказано в Пророках (Йешая 66:24): «Черви, снедающие их не умрут, и огонь, сжигающий их, не погаснет». Но с остальными, приговоренными к карету, не так, но как мы разъяснили.
Заслуживающие карет, но живущие долго [↑]
Несмотря на то, что за такие тяжкие грехи «отсекается» тело в этом мире и «отсекается» душа в мире будущем, есть отрицающие основы веры, которым даруется долголетие и они наслаждаются жизнью этого мира.
И ты можешь спросить: «За что же откладывается ему “отсечение” тела? Если в заслугу добрых поступков, совершенных им, то ведь нет у отрицающего основы веры вообще никаких заслуг, ибо даже добрые поступки он совершает, побуждаемый своим отрицанием, но не во имя Святого, благословен Он?»
Это нетрудно понять, ведь один из путей Милосердного — относиться с милостью к тому, кто творит добро и ведет себя порядочно в этом мире, даже если он это делает во имя других «богов».
Так, например, вавилонскому царю Невухаднецару было отсрочено наказание за то, что во время голода он кормил евреев из своих кладовых — Бава батра 4а; Шмот раба 30:24.
Благословен справедливый Судья, основавший все на милосердии!
Об истреблении, после которого не возрождаются [↑]
Объясним слова великого учителя, раби Моше бар Маймона (Рамбама), который написал в своем труде Мишнэ Тора (Законы тшувы 8:1):
«Награда праведников в том, что они удостоятся [жизни будущего мира], а расплата нечестивцев в том, что они не удостоятся этой жизни, а будут отсечены от нее и умрут.
И каждый, кто не удостаивается этой жизни, — он мертв, т.к. он не будет жить вечно, но будет отсечен за свое злодейство и исчезнет, подобно животному.
И это “отсечение” — карет, о котором написано в Торе (Бемидбар 15:31): “Отсекается, отсечена будет эта душа”. Из устной традиции учим (Сифри, Шлах 112): “Отсекается” — в этом мире, “отсечена будет” — в будущем мире».
Т.е. душа, которая покинула тело в этом мире, не удостоится жизни будущего мира, а будет от него отсечена.
И еще написал Рамбам, благословенна память о нем: «Вот возмездие — и нет возмездия, превосходящего это: такая душа будет “отсечена” и не удостоится той жизни, как сказано: “Отсекается, отсечена будет эта душа; ее грех на ней”.
И это уничтожение пророки образно называют “гибельной ямой” (Теилим 55:24), и “преисподней” (там же 88:12), и “местом сожжения” (Йешая 30:33), и “пиявкой” (Мишлей 30:15) (все эти названия мудрецы относят к Геиному — Эйрувин 19а, Авода зара 17а), и другими словами, связанными с истреблением и гибелью. Это истребление, после которого не возрождаются, и потеря, которая не восполнима» (Законы тшувы 8:5).
Из этих слов может показаться, что нет наказания и мук для души грешника, и не настигнут ее страдания.
Но все эти слова Рамбама, благословенна память о нем, относятся к конечному истреблению и полному уничтожению, после которого уже нет никакого наказания и возмездия, и это [он здесь называет словом] «карет», т.е. уничтожение души.
Это уничтожение, происходящее после того, как душа уже претерпела кары Геинома и его страдания, — величайшее наказание и суровая казнь, потому что душа утрачивает великую усладу, которую могла бы заслужить… Но эта нега — удел праведных и великая привилегия, которой они удостаиваются, как объясняет сам Рамбам, благословенна память о нем (Законы тшувы гл.8).
И хотя сам Рамбам, благословенна память о нем, не разъяснил в достаточной степени, что это уничтожение сопровождается карами и страданиями, есть в его словах доказательство, позволяющее истолковать его именно так. В одной из глав упомянутой книги (Законы тшувы 3:5—6) он написал:
«Всех грешников, у которых преобладают грехи, карают в соответствии с их грехами, и у них есть удел в будущем мире, ибо у “всего Израиля есть удел в будущем мире” (Санхедрин 90а). …»
(Т.о. он [Рамбам] разделил между приговоренными к окончательному «отсечению» и теми, кого «карают в соответствии с их грехами»).
А вот те, у кого нет удела в будущем мире (там же) — они «отсекаются», и истребляются, и караются в соответствии со своим злодейством и своими великими грехами во веки веков, — и это еретики, и насмехающиеся над мудрецами, и отрицающие Тору и т.д.
И из фразы о грешнике, которого «карают в соответствии с его грехами», а по завершении кары у него «есть удел в будущем мире» можно понять, что должно быть некое особое место для мук и страданий души.
Т.е. он подразумевал как раз то, что мы разъяснили.