Каждый еврейский праздник является благоприятным временем для исправления тех или иных черт характера или приобретения хороших качеств души. Не является исключением и Песах. Поговорим здесь о двух качествах, связанных с двумя заповедями Песаха. Известно, что до Песаха надо очистить весь дом от квасного — «хамца», а в первую ночь Седера есть особая заповедь — съесть «кезайт» мацы.
Хамец, как пишут наши книги, символизирует гордыню, высокомерие — גאוה . Это видно и на глаз — посмотрите, как поднимается, разбухает тесто, если дать ему постоять. Тогда оно превращается в хамец. Вспомните, как выглядят люди, думающие, что они лучше других. Освобождая свой дом от последних крошек хамца, мы должны очистить и свое сердце от заносчивости и высокомерия по отношению к другим людям. В Песах мы едим мацу — «хлеб бедности», состоящий только из двух самых необходимых компонентов — муки и воды. Все остальное, что добавляется в хлебное тесто — дрожжи, сахар, соль, всевозможные химикаты (в некоторых сортах современного хлеба может содержаться до 60 (!) составляющих) — это излишества, предназначенные для того, чтобы сделать хлеб вкуснее и мягче.
Каждый человек состоит из двух частей — Б-жественной бессмертной души и тела. В этом отношении все равны. А все остальное, что у нас есть — таланты, деньги, положение в обществе — дано нам Вс-вышним, для того, чтобы мы поднимались духовно. Если же человек начинает гордиться своим превосходством над другими, он, не замечая того, духовно падает, и выходит, что все полученное только повредило ему.
В Песах у нас есть возможность подумать о том, что мы представляем собой на самом деле, и для чего нам дано все, что мы имеем. И помочь себе таким образом избавиться от гордыни.
Качество же, которое можно приобрести в Песах — это זריזות , расторопность. Рассмотрим написание слов «хамец» — חמץ и «маца» — מצה . Как видите, отличие между составляющими их буквами всего на одну черточку, которая, будучи короткой, создает букву ה , а удлинившись, превращает ее в ח . Маца получается из муки, которая была в контакте с водой не более 18 минут. В противном случае — это уже хамец. Отсюда мы учим, что так же бывает и с заповедями — מצות , написание у которых такое же, как у «мацот». Говорят наши мудрецы — «если появилась возможность выполнить заповедь — не упусти ее!» — מצוה הבאה לידך אל תחמיצנה — видите, они использовали слово, однокоренное с «хамец». Если человек не поспешил выполнить мицву, потом она может быть совсем бесполезной. Даже если он ее в конце концов выполнил, все равно его прохладное отношение к ней уменьшает заслугу доброго дела. Целеустремленность и расторопность же в исполнении заповедей именуется זריזות . Это качество полезно для всех, и хорошо известно, как его противоположность, ласково именуемая в Росси «лень-матушка», мешает и в служении Всевышнему, и в личной жизни (у тех, для кого это еще не одно и тоже). Ленивому плохо и на этом свете, и на том…
Как правило, за нашими праведниками и мудрецами всех поколений замечали, что даже в преклонном возрасте они были деятельны и даже стремительны, когда дело касалось исполнения воли Творца. Кому-то надо помочь, или отдалить от нарушения — они бежали! Например, рассказывают, как руководитель старого «ишува» в Эрец Исраэль, очень уважаемый рав Йосеф Хаим Зонненфельд זצוק""ל , спас однажды жителей города Иерусалима от нарушения запрета на хамец именно благодаря своему качеству «зризут». Однажды к нему пришел владелец крупной давильни оливкового масла, и попросил удостоверения о кашерности на Песах. Это был уважаемый и крупный торговец, и рав Хаим обещал ему как-нибудь проверить, какая обстановка на давильне — без этого нельзя выдать сертификат.
Какое же время выбрал рав для проверки? Когда весь город был засыпан снегом, и мало кто высовывал нос из дому, рав надел полушубок, поднял повыше воротник, и, стараясь быть неузнанным, отправился на давильню. Придя на давильню, рав обнаружил, что хозяин отсутствует (снегопад ведь), а работа кипит! И никто не присматривает за арабами-рабочими, которые носят свои обеденные питы по всей давильне! Естественно, никакого удостоверения ленивый владелец давильни не получил, а евреи знали — если рав подтвердил кошерность какого-то продукта — на него можно положиться!
Обзор по теме: Что такое маца — еврейский хлеб?
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Ахарей мот»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей о недельной главе Торы.
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам журнала «Исток»
Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»
«Слова мудрецов в спокойствии слышнее, чем крик правителя…», — учил царь Соломон (Экклезиаст 9:17). Слова, произнесенные в спокойствии, лучше воспринимаются людьми, — поясняет Раши. — … Слова Моисея приняты евреями и сегодня, а указы правителей не исполняются.
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы. Ахарей мот
Рав Хаим Суницкий,
из цикла «Вопросы и ответы по недельной главе»
Запрещенные связи
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Аарон войдет в Святилище с символами, назначение которых воздействовать на осознание им своих должностных функций: бык символизирует его роль «работника на поле Б-жьем, что является целью жизни еврея».
Рав Бенцион Зильбер
Материалы рассылки
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Служение, которое в этот день проводилось в Храме, подразделялось на три вида. Первый — это те жертвоприношения, которые делаются и в любой другой день: два ягненка, приносимых в постоянную жертву, утром и после полудня. Второй — дополнительные жертвы этого дня, то есть, «один бык, один баран, ягнят годовалых беспорочных — семь, и один козел в жертву хатат ».
Рав Бенцион Зильбер
Материалы рассылки за 5765 год
Рав Элиягу Вугенфирер,
из цикла «Недельная глава Торы»
Рав Бенцион Зильбер
Глава «Ахарей мот» излагает правила священнослужения в Храме в Йом-Кипур. Заключительная часть главы содержит указания относительно запрещенных половых связей.