Темы: Алкоголь, Пурим, Иврит, Еврейский закон, Рав Моше Сытин
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныШалом. У меня такой вопрос: сколько нужно выпить в Пурим, чтобы выполнить заповедь? И что за странное выражение используют Хазаль (наши мудрецы): хаяв иниш лебесумей («обязан человек напиться»; слово лэвасэм означает также «надушить», «побрызгать духами»)? Ведь это можно истолковать так, что достаточно побрызгаться одеколонном — и все? Спасибо.
Здравствуйте!
Спасибо за интересный вопрос. Формально закон такой: нужно выпить чуть больше своей привычной меры, а после этого пойти спать (Рамо 495:1, Мишна Брура там же). Но, поскольку каждый человек по-разному реагирует на алкоголь, то и ответ на вопрос, сколько нужно выпить в Пурим, во многих случаях — индивидуальный. Цель Пурима — приблизить нас к Творцу, дать нам ощутить радость спасения и безграничную любовь Творца. Для этого мудрецы обязали нас выпить в Пурим больше обычного. Отталкиваясь от этого, каждый человек должен решить для себя сам, сколько и что он будет пить в Пурим. Главное, помнить, что опьянение в Пурим — это не самоцель, а лишь средство достигнуть духовной радости.
Что же касается известного высказывания, что напиться нужно до состояния, в котором человек неспособен отличить Амана от Мордехая, имеется несколько объяснений, как это следует понимать:
Что же касается слова «лебесумей», то Раши в своем комментарии к Талмуду не оставляет места для сомнений. Он переводит это слово как лэиштакэр — «опьянеть». Таково значение этого слова и в современном иврите: лэитбасэм — «опьянеть», «быть одурманенным» («побрызгаться духами» это «ласим босэм»). Стоит отметить: некоторые комментаторы полагали, что слово «лебесумей» на арамейском означает достичь состояния легкого опьянения, а «сильной опьянеть» — «лемирвей» (как сказано о Ноахе в Берешит 9:21: «и опьянел», см. там перевод Ункелоса). Согласно этому мнению, в Пурим мудрецы обязали только слегка опьянеть, но не напиваться (раби Нетанэль Вайль в своем комментарии «Корбан Нэтанель» к трактату Мегила 2:10).
Как бы то ни было, неважно, сколько Вы пьете в Пурим, много или мало, главное — делать это во имя Небес, и тогда радость праздника будет полной, осмысленной и одухотворенной.
Хорошего и веселого праздника!
С уважением, Моше Сытин
Рав Яков Шуб
Это что, еврейский тост?
Рав Моше Пантелят,
из цикла «Царица Суббота»
Письменная традиция дана нашему народу в готовом виде на горе Синай. А что известно об устной традиции?
р. Меир Фомичев
Рав Моше Сытин
Ведь так мы изменяем тот свой образ, который сотворил Б-г?
Рав Исроэль-Меир Лау
Обязанность отмечать Пурим — одна из семи заповедей, установленных нашими мудрецами, и сама эта обязанность тоже состоит из семи заповедей
Рав Моше Сытин
Как определить область «пеот»?
Рав Реувен Куклин
Почему на иврите «лицо» — во множественном числе?
Рав Зеев Гершензон
Победа возможна?
Рав Реувен Куклин
Какова, например, сущность слова шульхан (стол)?
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
Кодекс еврейского закона
Рав Ашер Кушнир,
из цикла «Еврейский календарь»
Рав Моше Пантелят,
из цикла «От Синая до наших дней»
Передача Устной Торы от Гилеля до раби Йегуды Анаси.
Рав Моше Пантелят,
из цикла «От Синая до наших дней»
Структура Мишны и цепочка передачи Торы от Синая до раби Йегуды Анаси.
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Великие раввины»
Реувен Пятигорский о рабби Шимоне бар Йохай
Рав Александр Кац,
из цикла «Еврейские мудрецы»
Биография прославленного чудотворца и праведника.
Рав Моше Пантелят,
из цикла «От Синая до наших дней»
Первая попытка записи Устной Торы.
Рав Цви Вассерман
Из лекции, прочитанной на подпольном семинаре по иудаизму в Ленинграде.
Рав Александр Кац,
из цикла «Еврейские мудрецы»
Глава мудрецов в период после разрушения Второго Храма
Рав Гедалия Шестак,
из цикла «Еврейская история со времен постройки второго Храма»
Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»
Составление мишны, барайты и мидрашей
Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»
В 3898 (138) году, после смерти Адриана римским императором стал умеренно настроенный Антонии Пий (Пий Благочестивый). Преследования евреев постепенно прекратились
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Великие раввины»
Раби Меир, известный как Бааль Анес (Чудотворец) — величайший мудрец эпохи Мишны
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Великие раввины»
Великий мудрец и учитель, начал учиться в 40 лет и достиг невиданного уровня и величия в Торе.