Темы: Раввин, Пиркей Авот, Скромность, Дружба, Рав Меир Мучник, Самосовершенствование, Отношения между людьми
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныЗдравствуйте. Написано в Пиркей Авот: «Сделай себе Раввина, купи себе друга и отдаляйся от зла». Из кого и как делать себе раввина, за какие деньги покупать друга (min. в % от общего дохода) и как отдаляться от зла, когда даже на Шахарит я езжу в троллейбусе, в том числе и летом. А летом, когда там давка, там и прикосновения, и нескромная одежда, и невесть что ещё присутствует. Денег на личный транспорт, да еще и с водителем (сам в силу мед. причин, скорее всего, нормально за руль сесть не смогу никогда), — не зарабатываю. Спасибо. Аарон
Здравствуйте, Аарон!
Раввин, наставник нужен человеку для того, чтобы просвещать его в законах Торы, а также в целом учить мудрости жизни и помогать выбирать правильный путь. Для этого раввин должен не только хорошо знать законы и принципы Торы, но и знать этого конкретного человека: откуда он пришел, какие у него способности, какой у него характер — все это важно для определения его пути в жизни и действий в конкретной ситуации. Разумеется, не всегда можно сразу найти такого раввина, но стоит искать. И, если есть поблизости раввин, который может оказаться подходящим наставником, следует попытаться установить с ним связь: представиться, задавать вопросы о Торе и о жизни и т. п.
А если нет возможности установить связь с таким раввином, который Вам подходит, мишна, согласно объяснениям комментаторов, учит: «СДЕЛАЙ себе наставника» — даже из человека, который, на первый взгляд, не подходит на эту роль: он не старше или не мудрее. Ибо никто, даже самый большой мудрец, не может полностью полагаться на собственное суждение, и каждому необходимо советоваться с другими. Лучше, конечно, с теми, кто умнее его самого. Но, если таких нет, то и с любым человеком: тот может взглянуть под другим углом, предложить свежую идею. Как сказано в другой мишне Пиркей Авот (4:1): «Кто мудр? Тот, кто учится у каждого человека».
За какие деньги покупать друга? Ну, скажем, за миллион долларов. Я тут знаю одного — он за полцены согласится! А если серьезно, то, конечно, речь идет не о «покупке» «за деньги», а о том, что ради обретения друга надо быть готовым идти на жертвы — тратить драгоценное время, силы — и деньги тоже, если надо.
Следующее объяснение дает Рабейну Йона: часто для обретения — и сохранения — дружбы необходимо уметь жертвовать даже не деньгами, но другой весьма важной для нас ценностью: свободой высказывать свое мнение. Ведь сколько людей ссорится, например, из-за политических или других жизненных разногласий. Человеку естественным образом хочется высказать свое мнение и доказать всем вокруг свою правоту — а у друга найти поддержку. Но все люди разные, и даже у близкого человека может оказаться совсем иное мнение по данному вопросу. И если каждый будет заводить разговор с друзьями на волнующие его спорные темы, то очень скоро все рассорятся со всеми. Очень трудно, почти невозможно, найти такого друга, который согласится с тобой абсолютно во всем и с которым будет полное взаимопонимание. Чаще найдешь у одного друга понимание и поддержку в одной области, у другого — помощь в другой сфере и т. д.
Поэтому, если друг нам дорог и мы не хотим с ним ссориться, стоит избегать вопросов и тем, которые могут вбить между нами клин. Даже если нам очень хочется высказаться, мы воздержимся и такой ценой «купим» друга.
«И отдаляйся от зла». Вообще-то в этой мишне последние слова другие: «Суди всякого с лучшей стороны». Возможно, Вы имели в виду следующую мишну: «Отдались от дурного соседа, не связывайся с нечестивцем»? Понятно, что в первом случае речь идет именно о соседе: если он нечестивый, от него можно научиться плохому (дурной пример заразителен), попасть под его влияние, а затем и подвергнуться наказанию вместе с ним. Поэтому лучше от него отдалиться. «Не связывайся с нечестивцем» — высказывание в том же духе, только сначала мишна говорит о том, кто живет поблизости — является соседом, — и советует нам отдалиться. А затем мишна говорит о том, кто находится далеко — и советует не сближаться и не связываться (Тосафот Йом Тов).
Или же Вы имели в виду стих Тэилим (34:15): «Отдались от зла и делай добро». Здесь речь о том, что надо в целом отдаляться от нарушений запретов Торы и стремиться к выполнению ее предписаний.
Что касается поездок в троллейбусе, в целом религиозному еврею следует минимизировать нахождение среди людей, одетых не в соответствии с правилами скромности, и полностью избегать физического контакта с любой женщиной, не являющейся ближайшей родственницей. Но, в то же время, конечно, не всегда можно избежать поездок в набитом битком транспорте, не у всех есть деньги на такси и т.д. И в ситуации, когда нет выбора, надо просто стараться не смотреть на нескромно одетых женщин и по возможности избегать прикосновений.
С уважением, Меир Мучник
Рав Меир Мучник
Какого успеха помогает достичь Тора?
Рав Ашер Кушнир
К нам в город из Израиля приезжают раввины. Поначалу к ним все относились очень уважительно, но со временем оказалось, что они отличаются только одеждой…
Рав Зеев Гершензон
Что Тора говорит о таком поиске?
Рав Авраам Елин,
из цикла «Как одолеть гнев»
Как противостоять гневу и оскорблениям? Гнев лишает человека чистоты видения, лишает рассудка. Кривые пути становятся прямыми, запрещенное — разрешенным...
Рав Келонимус Калмиш Шапиро,
из цикла ««Обязанности учеников» (Ховат аталмидим)»
Теперь тебе показали, что Б-г — Г-сподь, и нет никого, кроме Него
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
Основное содержание — этическое учение
Рав Меир Мучник
А где же награда сынам Исраэля?
Рав Александр Айзенштадт
В чём состоит работа раввина? За какой срок можно выучиться на раввина?
Рав Арье (Лев) Кацин
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
По материалам газеты «Истоки»
Рав Яков Шуб
Учусь в университете, читаю много книг, хожу на лекции, но считаю, что этого недостаточно...
Рав Цви Патлас,
из цикла «Пиркей Авот, сборник изречений мудрецов Торы»
Рав Бенцион Зильбер
Ханаья, Мишаэль и Азарья были готовы к мучительной смерти. Благодаря чуду они остались живы, а их поступок стал ярчайшей иллюстрацией «кидуш а-Шем», Освящения Имени Творца.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Если человек постоянно занят Торой и вежлив с людьми, его будут уважать и хвалить. Кроме соблюдения заповедей Творца, надо быть деликатными с людьми.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Эмор» из книги рава И. Зильбера «Беседы о Торе»
Хава Куперман,
из цикла «Недельные главы Торы (Пятикнижие Моисея)»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей о недельной главе Торы.
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам журнала «Исток»
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Правильно и праведно переданная Мудрость возвращается к своему источнику, успев усилиться и обогатиться благодаря еще одному произнесению, еще одному выходу в мир.
Рав Элиягу Вугенфирер,
из цикла «Недельная глава Торы»
Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»
Коментарии к недельной главе Льва Кацина