Книга «Тания» — это книга раби Шнеура-Залмана из Ляд, в которой содержится последовательное систематическое изложение доктрины ХАБАДа.
Оглавление
Книга «Тания»: структура и названия [↑]
Автором книги Тания является раби Шнеур-Залман бар-Барух из Ляд, которого также называют Бааль а-Тания и Алтер Ребе, — выдающийся законоучитель и каббалист, основатель хасидского движения ХАБАД.
В этой книге Алтер-Ребе изложил основы хасидского миропонимания. Здесь затрагивается множество моральных, этических и философских проблем: преодоление человеком своего животного начала, соотношение духа и материи, творение Нечто из Ничто, духовные и физические взаимосвязи поколений, концепции пространства и времени, величие заповедей, эманация Б-жественного света, оживляющего духовные миры и земной материальный мир, и другое.
Книга состоит из нескольких частей, первая из которых называется «Книга средних», за ним следуют: «Врата единства и веры», «Послание о покаянии», «Святое послание» и «Заключительный трактат». Сначала были в обиходе первые три части книги Тания. Четвёртая часть, «Игерет а-Кодэш», была включена в состав книги в более поздний период.
Первый трактат, «Сефер шель бейноним» «Книга средних», является систематическим изложением внутренних аспектов устройства мира, духовной составляющей человека, цели его творения и служения Б-гу. В частях «Шаар а-ихуд вэ-эмуна» «Врата единства и веры», «Игерет а-Тшува» «Послание о раскаянии» и «Игерет а-Кодэш» некоторые центральные идеи «Книги средних» получили более подробное разъяснение.
За книгой раби Шнеура-Залмана закрепилось три названия, каждое из которых раскрывает смысл всего труда со своей стороны. Название «Ликутей Амарим» (Собрание высказываний) было выбрано автором для того, чтобы указать на его собственную скромную роль компилятора, составившего книгу на основе высказываний мудрецов Талмуда, цитат из Зоара, трудов раби Хаима Виталя и других великих мыслителей.
Кроме того, вся книга основана на ответах ребе из Ляд, которые он давал хасидам, приходящим к нему со своими вопросами о душе, предназначении и вере. Постепенно, в течение 20 лет, эти советы ложились на бумагу, складываясь в главы будущей книги. Под названием «Ликутей Амарим» книга впервые увидела свет в 1796-м году.
Второе название — Тания — является, по сути, первым словом книги, открывающим цитату из барайты. Такое обращение к мудрецам-танаим с первых же фраз направляет мысль читателя к Устной Торе, в которой, по мнению автора Тании, заложена мистическая составляющая, которая лежит в основе хасидизма. Существуют и другие, каббалистические, интерпретации названия Тания. Под этим названием вышло второе издание книги в 1798 году.
Третье название — «Книга средних» — указывает на потенциальных читателей, для которых предназначена эта книга: не для злодеев и не для праведников, а для средних, бейнони. Бейнони — это человек, в котором добро борется со злом. Эта борьба далека от разрешения, зло, еще сохраняющее свои силы, посылает импульсы в сознание человека. Однако, в отличие от грешника, бейнони побеждает эти импульсы на стадии мысли, не допуская их воздействия на свои речи и дела. Каждый человек должен стремиться стать бейнони, который борется с дурными влечениями в своей душе и достигает высших степеней духовного совершенства благодаря тому, что «мозг правит сердцем по природе своей», и благодаря постоянной практике созерцания (итбоненут) Творца, размышлений о Его величии, о любви к Нему.
Доктрина ХАБАДа [↑]
Книга Тания — фундаментальный и, вместе с тем, лаконичный труд, который сами хасиды ХАБАДа называют своей «Письменной Торой», потому что, в отличие от учений Бааль-Шем-Това и Магида из Межирича, которые были записаны их учениками, учение Альтер Ребе было записано им самим.
ХАБАД — аббревиатура слов, обозначающих три высшие функции разума: хохма (мудрость), бина (понимание) и даат (сознание). В своём учении раби Шнеур-Залман стремился соединить достоинства хасидизма с преимуществами литовской школы глубинного изучения Торы.
Книга Тания представляет собой последовательное систематическое изложение доктрины Хабада, стремящееся соблюдать логическую и терминологическую точность. В этом ее отличие от большинства произведений литературы хасидизма, которые обычно составлены по порядку недельных глав Торы.
Предназначение еврея — учит Тания — служить связующим и объединяющим звеном между Творцом и Творением. Еврей является в равной степени и «небесным» и «земным» творением; он обладает Б-жественной душой, природа которой связана с Небесами, так как она — подлинная часть Б-жественного, облеченного в материальную оболочку тела, и душой животной.
Реализация этого предназначения предполагает двустороннее направление усилий: одно — сверху вниз, к земле, и другое — от земли ввысь. Для осуществления первого человек черпает силу в святости Торы и заповедей, полученных путем Откровения, и ими наполняет всю свою повседневную жизнь и свое окружение — ту «часть мира», которая дана ему на земле — как написано в предисловии к Тании. Для осуществления второго человек использует все находящиеся в его распоряжении средства (сотворенные Б-гом и созданные им самим) как орудия своего личного возвышения, а тем самым и возвышения окружающего его мира. При этом широко используется человеческая речь и другие средства общения.
В разделе «Врата единства и веры» сформулирована общая концепция, в центре которой — проблема взаимосвязи Б-га и мира. Согласно этой концепции, мир происходит из тайного сокровенного аспекта Б-жественной природы, однако мир обладает реальностью, а не является иллюзией чувственного восприятия.
Физический мир, именно потому что он скрывает проявления Творца, оказывается парадоксальным образом Его высшим выражением («материальное творение происходит от Б-жественной субстанции»). Из этого вытекает, что исполнение практических заповедей (так как они относятся к материальному миру), а также изучение Торы (связанное с материальными факторами в мире) стоят выше духовного, чисто теоретического, приближения к Богу.
Связь с сокровенным Б-жественным присутствием в этом мире — это восхождение, которое следует за нисхождением души в тело. Соблюдение заповедей и изучение Торы создает единственно реальную связь с Творцом. Любовь ко Вс-вышнему, благоговение перед Ним и даже чувство близости к Нему (двекут) служат лишь средствами приближения души к подлинному единству с Ним, достигаемому изучением Торы и соблюдением заповедей.
Самым похвальным свойством души является способность к битуль ха-йеш — стремление человека полностью отождествить свою волю с волей Творца. Такое толкование хасидизма предполагает индивидуальные усилия каждого хасида, которые не может заменить помощь хасидской общины или даже самого цадика. Поэтому раби Шнеур Залман придает роли цадика меньшее значение, чем представители других течений в хасидизме. По его мнению, адмор — это духовный лидер и наставник, который лишь помогает хасидам найти свой индивидуальный путь к Б-гу, а каждая хасидская группа или даже отдельный хасид должны самостоятельно прокладывать свой путь, опираясь на собственные силы и неся ответственность за свои действия.
Практическое руководство [↑]
Книга Тания, как указывает её автор, написана для «ищущих» и «смятенных», и Тания пытается стать для них практическим руководством, намечая новый путь Б-жественного служения, на котором различные части книги должны быть «путеводителями».
Первая часть развивает, главным образом, два фундаментальных принципа Служения: любовь и благоговение. Вторая часть имеет целью воспитать истинную веру в Б-га и Б-жественное Провидение в соответствии с концепцией хасидизма. Третья часть посвящена тшуве, раскаянию, а последние две части просвещают верующего по различным аспектам Б-жественных заповедей.
По мнению автора Тании, человек обладает полнейшей возможностью совершенной нравственной жизни, и в силах каждого среднего человека достичь ее фактической реализации. Тем не менее, для того, чтобы быть в состоянии встретиться лицом к лицу с моральными испытаниями, выпадающими человеку на каждом шагу в его повседневной жизни, он должен отдавать себе полный отчет в физических силах, которые определяют его побуждения и поступки, и, что превыше всего, он должен быть убежден в присущей ему моральной твердости.
Значение книги Тания [↑]
За двести лет Тания выдержала большое количество изданий. Часто хасиды издают Танию под одной обложкой с Торой и Книгой Псалмов. Такое издание называется ХиТаТ: Хумаш (Пятикнижие), Тания, Теилим.
Весь текст книги был разделен Ребе Раяцем (шестым адмором ХАБАДа) на отрывки по числу дней обычного и високосного года по еврейскому календарю. Соответственно, хасиды Хабада изучают каждый день отрывок из Тании.
Сразу после выхода в свет Тания подверглась резкой критике со стороны митнагдим и даже некоторых хасидов. Со временем книга получила широкое признание за глубину мысли и стройность изложения, но изучается она по-прежнему преимущественно хасидами.